Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Писать ручкой или печатать? Нейропсихолог отвечает на самые популярные вопросы о письме
7 карточек 23 мая 2021 4 456 просмотров

Анна Полищук, основатель проекта «Дети, готовые к будущему»
Анна Полищук, основатель проекта «Дети, готовые к будущему»

С какого возраста обучать детей письму? Что делать, если ребенок отзеркаливает буквы? Как учить писать? Нейропсихолог и основатель проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready) Анна Полищук отвечает на самые популярные вопросы о письме.

1
Многие школы собираются уйти от письма ручкой. Что вы об этом думаете и будут ли последствия?

Это будет очередной шаг к деградации человечества. Письмо — фундаментальный навык, сочетающий в себе работу множества отделов головного мозга. Это великолепный развивающий тренинг.

Попробуйте взять старорусские прописи для каллиграфии, поймете о чем я. Мозг заскрипит от напряжения.

2
Какой первый шаг в овладении письмом?

Хорошо развитая крупная моторика. Редко встретишь неуклюжего, вечно собирающего углы ребенка с идеальным почерком. Как правило, проблемы с крупной моторикой к школе буду сопровождаться мелкомоторными.

Развитию крупной моторики способствуют все виды активности: спорт, ЛФК, турники, улица, лазанье по деревьям, прыжки, скакалки, классики, всевозможные ползания, покатушки на велосипедах, санках с гор, веревочные парки и так далее.

3
Что можно использовать из пособий до того, как перейти к письму?

Графические диктанты, пиксельные наклейки (начните с наклеек покрупнее и потом переходите к меньшим по размеру), раскраски, штриховки, рисование в любом виде, геоборды, мозаики, пазлы и так далее.

4
С какого возраста начинать писать?

Письмо — одна из сложнейших высших психических функций. Форсировать его развитие означает менять процессы созревания в головном мозге, поэтому ждите первого интереса ребенка. Как он выглядит? Это рисунок! Когда ребенок пытается закодировать в рисунке свое послание вам. Письмо — это код. Буквы — тоже код. Истоки одни.

Дальше инициируем рисование. Нарисуй открытку бабушке, «напиши» записочку папе, «почиркай» цветами свое настроение, изобрази то, что хочешь сказать. Наша задача показать, что мысль можно закодировать и передать каким-то символом.

Обычно старт осмысленного письма буквами происходит примерно в 4 года. Когда это появилось, мы помогаем ребенку, но не оцениваем орфографию и прочее. Зеркальность допустима.

5
Ребенок рвет карандашом бумагу, что делать?

Сильный нажим — показатель гипертонуса мышцы. Этот симптом идет вместе с неправильной посадкой, распределением нагрузки на поясницу, таз и шейно-воротниковый отдел.

Нужна консультация ортопеда, ЛФК, тренажеры для кистей и релаксационные техники. У руки при письме должен быть хороший тонус, а не гипер.

6
Ребенок сломал руку. Учиться писать другой рукой?

Зависит от возраста. Дошкольник может сделать паузу и пока только рисовать в удовольствие и баловаться противоположной. В конце концов, это не навсегда. Когда гипс снимут — будет восстанавливать рабочую руку.

Если это школьник и навык письма у него более-менее автоматизировался, то можно тренировать другую руку — это очень полезно для мозга. Новый опыт обогащает.

Если рука была сломана в начале 1 класса, то эксперименты с перекладыванием ручки лучше не ставить. Взять паузу, сделать акцент на устных предметах и все, что можно, печатать другой рукой. После восстановления взять дополнительные занятия по формированию навыка письма у нейропсихолога или специалиста по каллиграфии.

7
Ребенок начал писать, но справа налево! Насколько критично?

Будет зависеть от стадии формирования навыка. В 4-5, максимум в 6 лет мы ребенка поправляем и показываем, как правильно. Регулярное и трудно поддающееся исправлению, устойчивое желание ребенка писать в другую сторону после 6,5 лет требует подключения нейропсихолога.

Обычно сам навык письма естественным путем к 6 годам легко стабилизируется на правильный вектор. Слева направо. Но остаются другие проблемы, например, отзеркаливание букв. В принципе, до 3-й четверти 1 класса это может быть нормой.

Обложка поста: unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи