Искусство учиться
Как учиться в удовольствие, а не потому что «мама заставила»
26 апреля 2 469 просмотров
Искусство учиться
Как учиться в удовольствие, а не потому что «мама заставила»
26 апреля 2 469 просмотров

Андрей Исаев, психолог, специалист по детскому развитию
Андрей Исаев, психолог, специалист по детскому развитию

Как учиться в удовольствие, а не потому что «мама заставила» — рассказывает психолог, специалист по детскому развитию Андрей Исаев (@andreybodalisaev).

Детей можно увлечь любым делом, если грамотно его организовать.

В жизни существует множество ситуаций, когда с помощью специальных приемов можно пробудить интерес и вовлеченность. Я разделил эти ситуации на три группы.

  • «Вы и ребенок» — это ваше индивидуальное общение с ребенком.
  • «Ребенок и другие» — когда происходит контакт с другими людьми.
  • «Ребенок и он сам» — ориентация на внутренние процессы личности ребенка.

Выбор инструментов и тактики зависит от контекста.

Вы и ребенок

При личном общении вы напрямую взаимодействуете с ребенком, поэтому у вас широкий арсенал возможностей, чтобы вызвать интерес к предмету.

1. Разнообразьте подачу материала

Для вовлечения детей можно использовать разные техники подачи материала. Вот некоторые из них:

  • Интерактив или сторителлинг (это информация, поданная через историю, притчу, басню или анекдот).
  • Короткие учебные видео.
  • Приложения для самопроверки.
  • Интерактивные материалы (пособия, задания).

2. Используйте разные каналы восприятия

Человек воспринимает информацию через органы чувств. Одну и ту же информацию можно подать через разные каналы восприятия. Например, рассказать об истории Великой Отечественной войны через картины, песни и создание поделок. Тема одна — инструментов много.

Визуальный канал (зрение):

  • Картинки
  • Пейзажи
  • Наглядные материалы
  • Наглядные пособия
  • Книги

Аудиальный (слух):

  • Песни
  • Стихи
  • Голоса персонажей, разные голоса
  • Опера
  • Музыка

Кинестетический (движение):

  • Пластилин, глина
  • Пособия, которые можно потрогать
  • Модели
  • Подвижные игры

3. Добавьте элемент игры

Дети живут в игре. Игра для них основная деятельность, поэтому если вы подаете любое занятие в форме игры, ребенок не просто будет эффективно справляться с этим, он получит больше удовольствия. Он будет вовлечен.

Есть несколько правил, как превратить любое занятие в игру.

  • Игра должна быть приятной и радостной.
  • У игры (для ребенка, но не для вас) не должно быть внешних целей. Например, чему-то научиться. Играют только ради игры.
  • Игра спонтанна и добровольна. Но вы можете попытаться управлять этой спонтанностью или задать ее направление.
  • В игре каждый проявляет активное участие.
  • В игре раскрывается фантазия. Многие вещи придумываются, намеренно отдаляясь от реальной действительности


4. Давайте и получайте обратную связь

Обсуждайте как успехи, так и неудачи.

Например, не удалось завершить творческий проект, так как не хватило материала. Проанализируйте ошибки. Почему это произошло? Что нужно сделать, чтобы этого не повторилось в будущем?

Постарайтесь сделать обсуждение безэмоциональным: холодный разбор фактов, анализ и построение дальнейших планов.

Подобные обсуждения обеспечивают доверительные отношения. Ребенок будет знать, что его всегда выслушают и поддержат. Это очень важно, чтобы справляться с неудачами, сохранять интерес к познанию мира, несмотря на сложности.

5. Добавьте жизни

Вовлеченность, эффективность образования и развития многократно повышаются, когда мы связываем новые знания с реальной жизнью.

Используйте увлечения ребенка, чтобы на их основе придумывать темы для обсуждения. Например, изучая математику, считайте, как меняются цены в «черную пятницу». Объясняйте биологию во время сортировки мусора. Учитесь пению на любимых песнях.

6. Признавайте победы

Когда вы проявляете внимание к факту достижения цели, это добавляет энергии. Вы можете придумать специальные ритуалы, которые будут означать «да, я это сделал!», «я справился», «у меня получилось».

Пусть это будет галочка напротив цели. А может любимое лакомство (которое недоступно в остальные дни). Или просто аплодисменты или торжественное восклицание: «Ура!»


Идти к целям с помощью достигаторов: скачивайте бесплатно→

Ребенок и другие

Когда ребенок взаимодействует с окружающими, вы не можете напрямую влиять на развитие ситуации. Однако в ваших силах создать базовые условия для вовлеченности.

1. Пусть ребенок кооперируется с другими

Когда ребенок понимает, что вы заинтересованы в его развитии, что в рабочем пространстве мы учимся друг у друга, что нет конкуренции и вражды, он начинает проявлять активность.

Дети могут работать над заданиями совместно, учась друг у друга. Работая таким образом, ребята учатся использовать помощь своих партнеров по обучению, как ресурс для развития.

Для того чтобы ребенок прилагал усилия, ему нужен смысл и поддержка. Детям важно понимать, что взрослый не для контроля, а для помощи, поэтому старайтесь не вмешиваться в процесс общения без острой необходимости.

2. Создавайте дружественную и доверительную атмосферу

Вовлеченность создается в атмосфере дружбы и доверия. Положительные отношения между вами и детьми, а также в группе обеспечивают чувство безопасности, развивают навыки общения, поднимают самооценку и улучшают академические успехи.

  • Делитесь интересными новостями, обсуждайте их с ребятами
  • Шутите
  • Интересуйтесь детьми: чем они занимаются, какие у них интересы, успехи, достижения, неудачи, тревоги и так далее
  • Создавайте собственные традиции и ритуалы (например, уникальное приветствие)
  • Делайте проекты

В проектах вы предоставляете ребенку шанс решить реальные жизненные проблемы, найти ответ на вызовы окружающего мира.

Ребята могут работать совместно или индивидуально, совершенствуя окружающую действительность, реализуя свои таланты и принося пользу. При совместной работе улучшаются навыки командной работы. При индивидуальной происходит общение с самим собой, понимание своих интересов, своего индивидуального стиля выполнения заданий.

Во время работы над проектом дети учатся выявлять проблемы и ставить цели, искать информацию и планировать свои действия, анализировать и делать выводы.

Ребята могут презентовать свои находки и идеи в кругу семьи, в классе, в группе друзей или родственников. И делать это в том виде, в котором им самим этого захочется. Они могут создать видео, презентацию, брошюру, сайт и так далее.

Задача взрослого — дать направление работы, помочь с определением целей, высказывать предположения и просто наблюдать.

3. Планируйте тематические дни

Вариантов масса.

  • День сказочных героев (где каждый выбирает свою любимую сказку или своего любимого сказочного героя)
  • День любимого блюда
  • День цифр, день букв
  • День английского языка (когда все друг с другом говорят на английском)

Ребенок и его личность

Поговорим о том, как вести себя родителю, когда ребенок занимается самостоятельно.

1. Формируйте у ребенка веру в себя

Вовлеченность и мотивация возрастает, когда ребенок верит в свой успех. Вы можете осуществлять поддержку на разных этапах.

  • Оказывайте помощь с определением цели и задач, способов достижения результата: «Как ты будешь это делать/решать?»
  • Давайте краткие инструкции, подсказки.
  • Организовывайте самопроверки, отвечайте на вопросы, объясняйте.

2. Предоставьте ребенку свободу выбора

Предоставление свободы и самостоятельности повышает вовлеченность. Пусть ребенок сам попробует составить свое расписание, выберет форму, которую наденет.

Он может решить, во сколько встать (при этом чтобы не опоздать в сад/школу). Когда идти в магазин/гулять/на занятие (при этом учитывая график родителей).

Вы можете давать альтернативы. Пусть их будет мало, например только две, но это уже выбор, уже свобода.

Можно позволить ребенку выбирать место, где он хочет заниматься, или товарищей для групповой работы. Можно предложить выбор в заданиях по уровню сложности, способам выполнения работы, в объеме загрузки и так далее. Главное, чтобы ребенок понимал, что у него есть свобода выбора.

Важно объяснить, что самостоятельность предполагает ответственность. Когда ты принимаешь решение, ты отвечаешь за его последствия.

3. Право не понимать и ошибаться

Страх ошибки мешает включиться в работу.

Сталкиваться с непониманием, ошибаться, задавать вопросы, получать обратную связь, корректировать понимание — это значит учиться. Привыкая к этому и понимая это, ребенок начинает относиться к ошибке, как к части процесса развития.

Ребенку важно дать понять: когда тяжело, непонятно, много ошибок, это нормально. И для того чтобы с этим справиться, есть преподаватель, родители, друзья.

4. Ребенок должен понимать смысл работы, которую выполняет

Никто не любит подчиняться чуждым и непонятным замыслам. Если вы сможете донести до ребенка смысл выполняемой работы, учесть его мнение, вы многократно повысите его вовлеченность.

Интерес и желание — фундамент, на котором строится процесс обучения. Не игнорируйте эти компоненты, тогда новые знания будут в радость.

Фото из личного архива автора

Похожие статьи