Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Как поддержать ребенка, если с ним не хотят дружить. Советы родителям от психологов
24 апреля 2021 66 227 просмотров

Мария Курамина
Мария Курамина

Каждый ребенок, которым пренебрегают или не принимают в игру другие дети, чувствует себя одиноким и несчастным. Несомненно, подобная ситуация не может не тревожить родителей. В книге «Дружелюбные» педагоги-психологи описали понятную тактику, которая поможет родителям, чьих детей отвергают сверстники.

Выслушайте и разделите тревоги ребенка

Некоторым детям трудно присоединиться к игре или первыми пойти на контакт в школе. Ваш ребенок может вести себя пассивно в неформальной обстановке: например, на детской площадке он сидит в сторонке и наблюдает за играющими. Дома же, напротив, легко общается с членами семьи и с удовольствием играет с братьями и сестрами. Выясняя причины, по которым ребенку трудно присоединиться к другим детям во время игры, постарайтесь узнать, в чем он сам видит главную проблему. Важно выслушать его и дать понять, что вам интересно его видение мира и вы разделяете его переживания.


Источник

Если ребенок не хочет говорить



Дружелюбные

Некоторые дети неохотно поддерживают разговор на данную тему. Страдая от одиночества, они избегают любых упоминаний об этом и категорически отказываются отвечать на вопросы. Для таких случаев существуют другие подходы. Начните издалека: например, обсуждайте с детьми похожие события с участием вымышленных персонажей в фильмах или книгах. Тем самым вы сможете не фокусировать внимание сына или дочери на их личном опыте, чтобы не усугубить и без того травмирующую ситуацию. Если ребенку трудно говорить о своих переживаниях, очень важно оставить ему возможность проявить инициативу в беседе. Заверьте его, что он может обратиться к вам в любой удобный для него момент. Проявите гибкость, не торопите, хотя это не всегда легко, особенно если ребенок очень расстроен, а вы настолько встревожены, что пытаетесь как можно скорее разобраться в произошедшем. Однако сам ребенок, возможно, еще не до конца осознает проблему, поэтому вы должны проявить максимальную чуткость и дождаться, когда он будет готов к разговору.

Тренировка социальных навыков

Социальные навыки — это вербальные и невербальные действия и поведение, которым должны обучиться дети, чтобы успешно взаимодействовать и общаться с другими детьми в разных социальных ситуациях. С помощью методов, описанных ниже, вы сможете помочь ребенку развить социальные навыки.

Изучайте и объясняйте конкретный навык

Некоторым детям лучше сначала изучить разные аспекты какого-то социального навыка, прежде чем практиковать его. Такой подход подразумевает постановку цели — овладеть конкретным навыком (например, начинать разговор или присоединяться к сверстникам). Дети наблюдают, как этим навыком пользуются другие, и в результате обсуждения постепенно осознают, что именно делает и говорит человек.

Вы как родитель можете смоделировать ситуацию — например, показать, как присоединиться к беседе, начать общаться с другими родителями на игровой площадке или обсуждать какую-то тему в магазине. Ваше поведение станет наглядным примером применения данного социального навыка. Затем полезно обсудить ваши действия — например, спросить: «Что я сказала?», «Что я сделала?»

Помочь ребенку определить сам навык можно с помощью телевидения — допустим, при просмотре фильма задать вопросы: «Что она делает, чтобы завязать разговор?», «Куда направлен ее взгляд?» Навыки можно изучать, играя с куклами или другими игрушками: таким образом ребенок экспериментирует и тренирует нужный навык. Способом демонстрации разных социальных навыков являются и рисунки с речевыми «пузырями».


Источник

Практикуйте навык и хвалите ребенка за его успешное применение

На следующем этапе предложите ребенку вместе отработать навык общения. Заниматься этим следует в спокойном месте, лучше всего дома. Для начала можно использовать игрушки — например, разыгрывать сценки с фигурками или куклами. Потом можно поупражняться с вами, бабушкой или дедушкой, сестрой или братом

в ролевой игре. Важно, чтобы такие занятия увенчались успехом, тогда уверенность ребенка в себе и вера в то, что он сможет применить этот навык, повысятся.

Похвала тоже очень важна. Скажите ребенку, что он отлично справился с проблемой, и объясните, почему у него все вышло как надо: «Молодец! Ты попросил разрешения присоединиться к детям, задав вопрос и одновременно глядя на них. У тебя все получилось!» В конце концов ребенок поймет, что нужно сделать для успешного освоения навыка.

Создавайте возможности для тренировки навыков общения и укрепляйте уверенность ребенка в своих силах

Как только ребенок привыкнет применять социальный навык в семье, вам стоит вместе подумать, где и как использовать его дальше. Неплохие варианты — пригласить в гости живущего по соседству ровесника или попрактиковаться с кем-то на прогулке в парке. Пусть ваш ребенок сам выберет подходящее место для тренировок — допустим, в школе во время перемены, до начала или по окончании занятий. Важно, чтобы вы были рядом, поддержали и похвалили ребенка.


Источник

Обдумайте,в каких ситуациях можно практиковать социальные навыки в школе

Последние шаги — использование отработанных навыков в новых, незнакомых обстоятельствах. Например, предложите ребенку первым поздороваться с одноклассниками, когда он утром придет в школу, и затем похвалите. Можно также договориться с другой семьей и вместе ходить в школу пешком, чтобы по пути дети могли поболтать. Уместно пообщаться с другими родителями и заручиться их поддержкой — например, в организации игр в гостях друг у друга, во время встреч в парке или после школы.



Тест про мифы воспитания→

Стоит также обсудить с учителями, смогут ли они помочь ребенку в отработке социальных навыков, например, на перемене или на игровой площадке. Учителя или воспитатели, наблюдающие за процессом общения, окажут ему помощь, а вам дадут обратную связь. Эффективна система дружеских пар, когда ребенок выбирает друга, вдвоем с которым вступает в игру с другими детьми. Особенно полезно брать в пару кого-то помладше: тогда ваш ребенок будет чувствовать себя более опытным, показывая малышу, как надо играть.

Важно убедиться, что ваш ребенок участвует в процессе и имеет право голоса, принимая решения, где и когда практиковать тот или иной социальный навык. Постоянные обсуждения и анализ прогресса послужат подтверждением, что ему это по силам.

Можно совместно составить список разных социальных мероприятий и перечислить в нем цели, которых хочет достичь ребенок, — например, научиться присоединяться к игре других детей в парке или предлагать однокласснику вместе строить замок в песочнице на школьном дворе. Начинайте с малого, чтобы укрепить уверенность и компетентность ребенка, и только потом пробуйте применять социальные навыки в незнакомых ситуациях.

Ребенка следует привлекать не только к планированию своего поведения, но и к его оценке. Развитию навыка особенно поможет его оценка той или иной деятельности как позитивной. Можете, например, заметить: «Мне очень понравилось, как ты разговаривал с Беном и просил у него разрешения участвовать в игре». А затем поинтересуйтесь, что именно, по мнению ребенка, у него хорошо получилось и почему.

Со временем выстраивайте как формальные занятия (школьные и внешкольные), так и неформальные (встречи с друзьями, походы в парк с другими детьми) таким образом, чтобы предоставить ребенку широкие возможности для тренировки социальных навыков и роста уверенности в их использовании.

Предпринятые вами действия всегда будут зависеть от характера возникающих трудностей. Подумайте, нужно ли ребенку развивать социальные навыки и укреплять уверенность в себе или его проблемы специфичны для определенных социальных ситуаций. Начните с маленьких шагов, демонстрируйте правильное поведение на личном примере, хвалите его и давайте ему возможность оценить свои успехи.

По материалам книги «Дружелюбные»

Обложка: unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи