Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Как не задавить в ребенке естественную тягу к учебе. Шесть правил от нейропсихолога
3 апреля 2021 41 840 просмотров

Светлана Филатова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему»
Светлана Филатова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему»

Светлана Филатова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready), рассказывает о природе мотивации: что делать, если ребенок ничего не хочет, как мы можем помочь детям стать целеустремленнее и в какой момент нужно их отпустить в самостоятельную жизнь.

Практически все родители хотят видеть своих детей замотивированными и целеустремленными. Иногда такие ожидания касаются совсем еще малышей. Предполагается, что ребенок должен четко понимать, зачем ему английский, шахматы и каратэ. И с внутренней непоколебимой установкой идти к своей цели, хорошему образованию, успешной карьере.

Но для этого должны быть сформированы определенные мотивы. И, конечно, отвечающие за это структуры головного мозга.

Мотивация — это побуждение к деятельности, действию. А мотив — это то, что нас побуждает, внутренний порыв, актуализация причины, по которой нам надо достигнуть цели. Фундамент этой внутренней установки — потребность. Без потребности нет и мотива. Причем должен быть и некоторый дефицит, чтобы эта деятельность стала потребностью.

Если с младенчества ребенок загружен «развивающими» занятиями и у него совсем нет свободного времени, у него не будет возможности сформировать мотив, желание к чему-то стремиться.

Одна из самых частых жалоб при обращении родителей подростков к психологу связана с тем, что ребенок ничего не хочет, ни к чему не стремится, ничем не интересуется. Хотя родители с двух лет старались дать ему «всё», и у него не было ни минуты свободной.

Это очень печальная ситуация, так как родители действительно стараются, иногда лишая себя чего-то и отдавая ресурс ребенку.



Заниматься с детьми нужно, но не приносить себя в жертву. Источник

Важный вопрос, как соблюсти разумную меру? Как дать ребенку необходимые условия для полноценного развития, но не дать исчезнуть заложенной природой познавательной активности и учебной (и любой другой) мотивации? И тем самым облегчить жизнь родителям? Ниже — шесть базовых правил.

1. Не стоит перегружать ребенка (особенно дошкольного возраста) различными развивающими занятиями, подготовкой к школе. Нагрузка у ребенка не должна быть, как у взрослого, целый рабочий день.

2. Ребенок дошкольного возраста обязательно должен много играть. В свободную игру, по своему усмотрению. Только в игре формируются важнейшие навыки саморегуляции, целеполагания, мотивации, на базе которых потом будут строиться и более серьезные, взрослые мотивы.

3. Важно в любой деятельности проговаривать с ребенком, что он делает и для чего. Как в игре, так и в учебе. И мнение самого ребенка тоже важно учитывать.

4. Вместе с ребенком ищите, что ему интересно. Поддерживайте этот интерес, включайтесь в него, помогайте развиваться в этой теме.

5. Дайте ребенку возможность иногда поскучать. Детям обязательно должно быть периодически скучно, когда никто не развлекает и не обучает. Такая ситуация сразу спровоцирует потребность чем-то себя занять, а значит, породит мотивы и интересы.

6. Не требуйте от ребенка осознанности не по его возрасту. Способность следовать намеченному плану требует достаточно развитого самоконтроля, и появляется она ближе к семи годам. А возможность четко следовать этому плану, не отвлекаясь на другие действия, — к девяти.

Только к 12 годам дети могут адекватно оценить причинно-следственные связи своих действий.

Усилия и результат

Однако осознанность в той или иной степени присуща детям с раннего возраста, и результатом ее проявления является иерархия мотивов самого ребенка. Важно дать ей бесконфликтно сформироваться.

Дети нуждаются в проявлении личных желаний, им важно самостоятельно осуществлять выбор, когда это возможно и потенциально безопасно для ребенка. Какую кашу съесть на завтрак? Какие колготки или кофточку одеть в садик? В какую игру поиграть? На какую площадку пойти гулять с родителями? Давайте детям возможность выбирать.

Возможность выбора — важный этап развития личности ребенка. Если родители всегда решают с позиции «я лучше знаю, ты еще маленький и должен слушаться», это нарушает процессы формирования как произвольности, так мотивации и целеустремленности.

В подростковом возрасте особенно важно научиться распределять свои ресурсы в зависимости от задач, которые встают перед ребенком. Разделять их на «срочные», «важные», «обязательные». И делать это самостоятельно или с некоторой организующей помощью взрослого.


В идеале подросток должен сам планировать свой день. Источник

Немаловажную роль в этом играет и сформировавшаяся к подростковому возрасту самооценка, причем не зависимая от мнения окружающих. Оценка своих личных ресурсов и возможностей.

С подростком важно обсуждать:

  • что для него ценно сейчас;
  • как он видит или хотел бы видеть свое будущее;
  • что для этого желаемого будущего ему нужно делать сегодня;
  • если не делать, то какие могут быть варианты развития событий.

При этом взрослый не должен навязывать собственное мнение с позиции «я лучше знаю, потому что взрослый». Так не сможет сформироваться мотивация и целеустремленность у ребенка.

Поддержка, вера в своего ребенка, разумная доля свободы выбора и проявления собственной личности ребенка при сформированных границах помогут ему вырасти в самостоятельного и ответственного взрослого.

Обложка поста: unsplash.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи