Психология
Генетика или воспитание? Нейропсихолог о том, как «фактор семьи» влияет на развитие ребенка
22 января 2 362 просмотра
Психология
Генетика или воспитание? Нейропсихолог о том, как «фактор семьи» влияет на развитие ребенка
22 января 2 362 просмотра

Ирина Матанова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему»
Ирина Матанова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему»

Ирина Матанова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready), отвечает на вопрос, что оказывает большее влияние на развитие ребенка — наследственность или воспитание?

Считается, что развитие зависит, в основном, от трех факторов — это наследственность, индивидуальное преломление переданных по генам качеств, влияние условий окружающей среды. Рассмотрим, в какой степени эти факторы влияют на становление личности.

Давно доказано, что интеллект сильно зависим от генетики. Однако появились исследования, которые показали важность эмоциональных отношений и привязанности в развитии интеллекта детей.

Для детей младенческого и раннего возраста этот фактор может быть решающим.

В отсутствии здоровых детско-родительских отношений, при эмоциональном пренебрежении у детей может происходить серьезное интеллектуальное снижение, и это несмотря на нормальный уход.

Важно, чтобы во время взросления некоторые процессы шли одновременно: созревание нервной системы должно «накладываться» на положительный опыт эмоциональных отношений с близкими родственниками.

Личность ребенка, его темперамент, врожденные особенности терпения, выносливости, чувствительности, умения выдерживать неприятные переживания — все это влияет на то, как будет происходить развитие ребенка. И столь же важен контекст семейных отношений, в котором растет ребенок, опыт травм и лишений.

На поведение и развитие ребенка оказывают влияние внутренние конфликты, страхи, агрессия. Часто из-за них развитие ребенка затормаживается, и может наблюдаться задержка в развитии. Переживания о конфликтах в семье, разводе родителей, болезни близких могут настолько изматывать ребенка, что на познавательную активность просто не останется сил.

Вернемся к генетическим факторам. На сегодняшний день известно, что на генетическую информацию внутри клетки и ее реализацию влияют негенетические факторы. Например, факторы окружающей среды, эмоциональное состояние матери во время беременности (это тоже может влиять на генетическую информацию ребенка через гормоны и связь с ним).

Многое в развитии ребенка зависит от реакции близкого окружения. Если взрослые принимают те или иные особенности ребенка, у него появляется возможность существенно развить свои способности. Другими словами, родители могут как давать ресурс для развития, так и подрывать уверенность ребенка в себе.

Например, у ребенка плохое зрение, и он вынужден носить очки. Если постоянно тревожиться и говорить о проблеме, то можно «заразить» малыша неуверенностью в себе. А можно поддержать словами: «Похоже, ты похож на папу (или маму, в зависимости от того, у кого тоже есть трудности со зрением), но зато у тебя есть тонкий слух и музыкальные способности». В любой ситуации можно найти поддерживающие слова и ресурсы, которые способны укрепить веру в себя и дать почувствовать ребенку, что он не одинок.

Таким же поддерживающим и развивающим потенциалом обладает родительская поддержка интересов и природных склонностей ребенка. Влияет и многое другое: личностная зрелость родителей, социально-экономический фактор, принятые в семье стратегии воспитания и даже успешность родителей в профессии.

Наследственность, безусловно, важна. Но это то, на что мы повлиять никак не можем. А вот другие факторы — стиль воспитания, атмосфера в семье и так далее — зависят уже от нас, взрослых. Мы можем помочь детям стать счастливыми, найти свое место и гармонию в семье и обществе, любви и работе, чтобы дети были готовы к будущему!

Обложка поста: unsplash.com

Рубрика
Психология

Похожие статьи