Вот так книга!
Как работает уникальная японская методика обучения детей
7 ноября 73 740 просмотров
Вот так книга!
Как работает уникальная японская методика обучения детей
7 ноября 73 740 просмотров

Анна Бобкова, редактор направления KUMON
Анна Бобкова, редактор направления KUMON

В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.

…Прошло более 60 лет. Во многих странах мира открылись обучающие центры KUMON и начали издаваться рабочие тетради, основанные на идеях Тору Кумона.Только теперь с их помощью изучают не только математику, но и базовые навыки малыши от 2 лет. С 2014 года тетради KUMON появились и в России.



Тору Кумон

Тетради KUMON в России

KUMON — это линейка японских развивающих пособий.

В России издано уже более 100 рабочих тетрадей. Большинство из них сгруппированы в подсерии по возрастам и навыкам и образуют 16 «мини-курсов» (например, «Kumon. Давай заниматься!» или «Kumon. Быстро и правильно!»). В каждой тетради — около 40 заданий, и они рассчитаны на месяц занятий. Главное — заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики — постепенное усложнение.

Часть пособий ориентирована на дошкольников. С их помощью дети учатся держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы, решать простые головоломки на разные виды мышления. Эти тетради помогают готовить малышей к школе.

Для младших и средних школьников разработаны пособия на развитие математических навыков. С ними дети тренируются быстро проводить вычисления, умножать и делить в столбик, знакомятся с десятичными и обыкновенными дробями и так далее.

8 основ популярности тетрадей KUMON

1. Продуманные задания.



Анна Гришина, детский нейропсихолог

Тетради продуманы и скрупулезно проработаны японскими разработчиками. Здесь нет случайных упражнений или неожиданных скачков в их сложности. Легко увидеть и понять, почему задания даны в такой последовательности и чему конкретно ребёнок в данный момент учится.

«Методика, используемая в тетрадях, продумана и составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Она поддерживает гармоничное развитие левого и правого полушарий, а также помогает в формировании межполушарных взаимодействий. Большую роль играют страницы с повторением пройденного. Это позволяет включить долговременную память, а также имеет терапевтический эффект: снижает тревожность, повышает самооценку и заинтересованность в дальнейшем обучении».

2. Задания в тетрадях построены по принципу «От простого к сложному».

Сначала всегда идёт самое лёгкое упражнение, потом всё труднее и труднее. Нередко первые задания направлены на то, чтобы заинтересовать ребёнка. Например, в тетрадях для обучения работе с клеем сначала даны игры с наклейками, где малышам нужно разместить их на странице так, как им хочется.

Третьякова Зоя, @mama_v_sadike, организатор дошкольного образования, семейный воспитатель, воспитатель в ДС

«Задания в тетради постепенно усложняются. При этом первые упражнения настолько элементарные, что взрослым даже не придет в голову начинать с такого. Например, в тетради „Давай клеить!“ для детей от 2 лет на первых страницах нужно приклеить наклейку на любое понравившееся место, а затем задание усложняется — надо разместить ее уже на определенное место и так далее. Выполняя всего по несколько заданий в день, ребенок постепенно осваивает нужный навык».



Анна Полищук, @anna_polishuk_neuro, клинический и перинатальный психолог, детский нейропсихолог

«Ставя перед ребенком какую-то большую цель (например, научиться вырезать), важно разбивать ее на мелкие задачи (как это сделано в тетрадях KUMON), чтобы любую из них он мог выполнить с положительным результатом. Успешно справившись с упражнением, мозг начинает выделять гормоны удовольствия (дофамин и эндорфин). Формируется положительная ассоциативная цепочка: занятия — это интересно».

3. Результат заметен.

Сейчас многие говорят о микрообучении, новом популярном формате в образовании. В KUMON этот принцип реализован уже давно. Занимаясь понемногу каждый день (выполняя 2-3 задания), ребёнок без стресса осваивает нужный навык. При этом прогресс заметен и детям, и взрослым. Это лучший мотиватор! Кстати, мы в МИФе сделали для себя открытие. Выяснилось, что у наших детей проблемы с вырезанием. Самые популярные тетради во всей линейке — «Давай вырезать!» и «Учимся вырезать».

«Родители приводят ко мне детей на диагностику, чтобы понять особенности в развитии своего ребенка, узнать причины тех или иных трудностей, увидеть возможности. Часто после таких консультаций я рекомендую занятия по тетрадям KUMON.


Елена Лаштабега, @neuropsy_elena, детский нейропсихолог

Например, когда есть потребность в развитии пространственной сферы, советую тетради „Пространственное мышление“. Если я вижу проблему в слабости зрительного восприятия, то предлагаю использовать пособия с лабиринтами („Простые лабиринты“, „Лабиринты. Животные“ и другие). Также хорошо помогают в развитии внимания тетради серии „Найди пару“ на поиск одинаковых картинок на странице. Работая с ней, нужно засекать время, и прогресс ребенка легко отследить».

4. Эти тетради приучают детей к самостоятельности.

Участие родителей в работе здесь минимально: им нужно лишь направлять ребёнка и поддерживать его. Благодаря иллюстрациям и дизайну страниц все задания интуитивно понятны.

Третьякова Зоя, @mama_v_sadike, организатор дошкольного образования, семейный воспитатель, воспитатель в ДС

«Уметь достичь своей цели — обязательное качество успешного человека. Благодаря грамотно подобранным и оформленным заданиям ребенку под силу выполнять их самостоятельно. От родителя требуется только отделить лист от тетради и дать его ребенку. Почему лист, а не тетрадь? Чтобы ребенок „не перепрыгивал ступеньки“, а постепенно развивал навык».

5. Тетради помогают детям обрести уверенность в себе.

Роль родителя во время занятий — помогать справляться с возникшими трудностями и хвалить детей после каждого задания. Всегда можно найти что-то, что на этот раз получилось лучше. Когда вы хвалите ребёнка, это повышает его самооценку, он начинает верить в свои силы, а сами занятия вызывают у него только положительные эмоции.

Екатерина Ушакова, психолог

«Могу сказать как психолог: как только появляется позитивный результат, возрастает самооценка и вера в себя. Ребенок как бы говорит себе: „У меня получилось. Я могу. Я хочу еще лучше, дайте мне работу сложнее!“ У детей меняется отношение к работе. Они привыкают каждый день понемногу заниматься, брать на себя ответственность за выполнение задания и приобретают необходимые навыки».

6. С KUMON дети вырабатывают привычку к обучению.

Выполняя по несколько заданий в день, ребёнок учится учиться. У него вырабатывается полезная привычка к занятиям. А значит, ему потом будет проще адаптироваться к школьному распорядку.

Третьякова Зоя, @mama_v_sadike, организатор дошкольного образования, семейный воспитатель, воспитатель в ДС

«Развивающие занятия помогают детям в легкой и увлекательной форме адаптироваться к школе. Формируя привычку к обучению, мы помогаем малышу созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. А это, в свою очередь, поможет ему успешнее учиться и заложит основу для дальнейшего роста».

7. Для печати используются качественные материалы.

Для печати используется качественная бумага разной плотности. Выбранные российские материалы для каждого пособия утверждаются японскими разработчиками. При отборе бумаги учитываются возраст ребёнка и цель пособия. Например, в тетрадях на работу с карандашом для двухлеток использована плотная офсетная (шершавая) бумага, на которой удобно писать и которую малыши, еще плохо владеющие карандашом и рисующие с сильным нажимом, не смогут порвать.

Анна Полищук, @anna_polishuk_neuro, клинический и перинатальный психолог, детский нейропсихолог

«Тетради KUMON подходят практически всем! Думаю, что секрет в том, что производители знают специфику детства: что должно быть использовано в пособиях (например, качественные материалы, веселые задания, которые воспринимаются как поощрение, с яркими красочными картинками), а что будет лишним».

8. Обучение в игре.

Дети любят заниматься по тетрадям KUMON, так как с ними занятия похожи на игру. А в малышковых тетрадях после каждого упражнения они часто получают «игрушку». Это может быть просто забавная картинка (иногда даже с подвижными элементами), которую можно повесить на стену; поделка, оригами или что-то еще.


Поделка-игрушка из тетради «Поделки. Уровень 1»

Третьякова Зоя, @mama_v_sadike, организатор дошкольного образования, семейный воспитатель, воспитатель в ДС
«Увлекая ребенка тетрадями KUMON, можно превратить занятие в игру. Думаю, что это самый эффективный метод обучения. Также для меня важно, что помимо развития конкретного навыка задания способствуют познанию ребёнком окружающего мира. Например, тетрадь „Наука“ знакомит детей с растениями, животными, одушевлёнными и неодушевленными предметами, понятиями день/ночь и тому подобное. „Лабиринты. Вокруг света“ развивают кругозор, помогают узнать географию в игровой форме».

Подобрать тетрадь KUMON для своего ребенка можно на этой странице→

Похожие статьи