Микрообучение — тренд современного образовательного процесса. Суть этого метода — в получении знаний небольшими «порциями», с постоянным повторением и усложнением. Микрообучение отлично подходит детям: оно позволяет избежать перегрузки, научиться концентрироваться и решать сложные задачи по частям. Именно по такому принципу построены все тетради KUMON: каждая из них посвящена развитию одного навыка.
В этой статье мы расскажем о преимуществах микрообучения и о том, как тетради KUMON помогут внедрить этот принцип в занятия с ребенком.
KUMON — 50%
Что такое микрообучение
У формата микрообучения три основных отличия: короткие, но систематические занятия, постоянное повторение и усложнение пройденного на каждом этапе.
Этот принцип идеален для занятий с детьми раннего возраста. Малышам сложно долго концентрировать внимание на чем-то, они быстро забывают информацию и при этом их мозг постоянно растет и развивается.
Возьмем простой пример — сбор пирамидки. Вы можете дать ребенку всю ее целиком и разочарованно смотреть, как он будет хаотично крутить в руках кружочки. А можете дать сначала одну деталь, на следующий день — две, и постепенно увидеть, как малыш сам собирает все от начала до конца. Это и есть микрообучение.
Преимущества метода
1. Ребенок «учится учиться»
Если вы систематически занимаетесь чем-то, то малыш с раннего возраста понимает, что обучение — естественная часть жизни. Этот процесс не вызывает у него сопротивления или отторжения:
2. Обучение становится интереснее
Короткие занятия по 5-20 минут не дают заскучать. Даже если какой-то навык дается ребенку с трудом, за это время он не успеет устать и разочароваться, его нервная система не будет испытывать перегрузки.
В раннем возрасте любое обучение должно быть прежде всего игрой. Источник
3. Развивается концентрация внимания
Формат микрозанятий позволяет на полную использовать внимание ребенка. Он просто не успевает отвлечься на что-то другое.
4. Материал лучше запоминается
Еще в конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз вывел так называемую кривую забывания. Согласно его опытам, до 60% полученной информации забывается в течение часа. Затем скорость забывания снижается, но все равно через неделю мы сохраняем только порядка 25% от услышанного или увиденного. А вот если проводить повторные занятия, информация усваивается гораздо лучше и вспомнить ее легче. За счет повторения знания переходят из краткосрочной памяти в долгосрочную.
Кривая забывания Эббингауза. Источник
Системность и принцип «от простого к сложному»
Возникает вопрос — не будет ли способствовать микрообучение еще более «клиповому» восприятию информации, которое и без того характерно для современных детей?
«Нет, если процесс обучения не будет прерываться, а будет систематическим» — утверждает детский нейропсихолог Полина Харина. Системность — важный принцип микрообучения. Лучше, чтобы занятия проходили каждый день, в идеале — в одно и то же время. Так ребенок будет сразу настраиваться на обучение, его мозг уже будет в рабочем состоянии.
детский нейропсихолог Полина Харина
«Также очень важно грамотно выстроить схему обучения, чтобы навык развивался „от простого к сложному“ — это позволит отточить его на максимально глубоком уровне», — добавляет Полина.
О том, как важно постоянно усложнять стоящие перед ребенком задачи, пишет и профессор Стэнфордского университета Джо Боулер в своей книге «Безграничный разум». Он отмечает, что изначально нейронные связи в мозге крайне неустойчивы. Они становятся прочнее в процессе того, как ребенок все глубже изучает или осваивает что-то.
Как заниматься
«Чем младше ребенок, тем меньше времени необходимо затрачивать на одну деятельность, — советует Полина Харина. — Для детей раннего возраста (1-4 года) лучше, чтобы занятия длились 15-20 минут. После обязательно переключайте ребенка на двигательную активность. Важно, чтобы не было никаких факторов влияющих на отвлечение ребенка: чистая, убранная комната, отсутствие лишних звуков, хорошо проветриваемое и освещенное помещение».
Постарайтесь заранее подготовить рабочее место. Идеально, чтобы это были стол и стул подходящего размера, однотонные, без отвлекающих рисунков на поверхности. Расположите его ближе к источнику естественного света. Уберите из зоны видимости игрушки и другие предметы, которые могут забирать на себя внимание.
Оставьте на рабочем столе только те пособия, которые понадобятся вам в текущем занятии. Источник
Лучше всего заниматься в утреннее время, сразу после завтрака. Если ребенок ходит в сад, это могут быть 15-20 минут во второй половине дня, например, перед ужином (но не перед сном!).
Важно: не затягивайте время занятий. Переутомившись, ребенок может отказаться заниматься на следующий день. В то же время не настаивайте: лучше пропустить один раз, чем заставлять делать что-то через силу.
Микрообучение и KUMON
Вся методика KUMON построена на принципе микрообучения. Давайте разберемся, в чем это проявляется.
1. Задания построены по принципу «от простого к сложному»
Для эффективного освоения того или иного навыка важно, чтобы задание раз за разом усложнялось. «Именно этот фактор дается нелегко в занятиях с ребенком. Родителям порой сложно отследить момент, когда стоит занятие уложить, чтобы оно не было слишком легким или же, наоборот, не стало слишком сложным, что демотивирует ребенка», — комментирует Полина Харина.
Возьмем для примера стикербук «Транспорт», предназначенный для малышей от 2 лет. Сначала ребенку предлагается наклеить стикеры в удобном ему порядке, затем — заполнить наклейками разные геометрические формы, затем — соотнести цвета и линии, а в конце — расположить наклейки тематически в отведенных для них местах.
Пример того, как меняется сложность заданий в тетради «Простые линии»
При этом в разных тетрадях сложность возрастает по-разному. К примеру, в серии «Давай заниматься!», рекомендованной для начала знакомства с KUMON, она меняется почти незаметно: ведь очевидно, что чем меньше ребенок, тем больше времени ему нужно для того, чтобы овладеть тем или иным навыком.
2. Легки в выполнении, если правильно предлагать
«Мой принцип — вырывать один листочек из тетради для выполнения. В итоге ребенок уделяет выполнению 1-2 минуты и ему легко удержать внимание, учитывая ранний возраст», — советует нейропсихолог Полина Харина.
3. Яркие иллюстрации, с которыми интересно заниматься
Даже самые скучные, на первый взгляд, занятия поданы в игровой форме: ребенку предлагается не просто провести линию, а помочь зайке дойти до морковки, не просто повторить порядковый счет, но соединить цифры, чтобы из них получился рисунок.
Пример задания из книги «Учимся раскрашивать»
Есть и тематические тетради: например, «Клеим наклейки. В магазине», где все сюжеты связаны с походом за продуктами, «Давай вырезать. Забавные животные», посвященная птицам и зверям, «Найди пару. Транспорт», где соотносить между собой придется разные виды машин, автобусов и самолетов. Подобные серии также отлично развивают кругозор и словарный запас.
4. Разнообразие затрагиваемых навыков
Задания в тетрадях KUMON помогают развивать мелкую моторику и зрительное внимание, строить логические цепочки, считать, умножать, делить и многое другое.
А еще с помощью тетрадей можно делать поделки, складывать объемные фигуры и даже собирать пазлы-аппликации.
5. Разработаны для детей разного возраста
Тетради KUMON подходят для детей от 2 до 8 лет и старше. Отдельная серия посвящена подготовке к школе. А те, кто уже учится в школе, могут оттачивать математические навыки: сложение, умножение, деление и даже дроби.
Кроме того, существуют тетради для взрослых на развитие памяти и интеллекта.
Сориентироваться в мире KUMON и понять, какое пособие подходит вашему ребенку, можно благодаря специальной карте. А посмотреть все многообразие тетрадей — по этой ссылке.
6. Поддерживают мотивацию к обучению
Когда ребенок с легкостью выполняет задания, он накапливает положительный опыт и укрепляет уверенность в себе. В конце каждой тетради есть сертификат о ее прохождении, который родители могут вырезать, подписать и торжественно вручить. Подобный жест очень важен детям и помогает им поддерживать веру в собственные силы и сохранять мотивацию к учебе.