Современные дети очень быстро развиваются. В два года они уже неплохо разбираются в родительских гаджетах, а к первому классу готовы сконструировать собственного двигающегося робота. Детей все больше увлекает интернет и программирование. Мы в МИФе видим этот интерес и выпускаем все больше книг по программированию для детей: к примеру, у нас есть книга «Python для детей».
Сегодня мы решили поговорить с Виктором Буняком, который несколько лет был топ-менеджером массовых онлайн-порталов, а также образовательного IT-портала и преподавал детям информатику. Он рассказал, как помочь им в освоении мира онлайн и стоит ли показать, из чего он состоит.
Насколько сейчас актуально осваивать информационные технологии?
Уже сейчас всем, от мала до велика, стоит осваивать IT-основы. Нужно понимать, какой мир нас окружает. Он сильно изменился. Нужно понимать скорости передачи информации, скорости передачи новостей. Конечно, хорошо бы освоить какую-то профессию, которая будет очень сильно коррелировать с развитием IT. Это может быть профессия, которая напрямую относится к IT. Например, программирование, интернет-маркетинг, дизайн, создание сайтов, написание тестов. Также это может быть профессия, которая не относится напрямую к этому, но связанная с IT. Это может быть профессия техника, который умеет собирать компьютерные системы. Это системное администрирование, руководитель проектов. IT сейчас с такой скоростью растет, что позволяет выбрать даже не из десятка профессий. Речь идет о не менее чем двадцати.
С чего стоит начать?
Нужно начать с основ компьютерной грамотности. Почерпнуть знания можно в разных местах. Первое, это уроки информатики в школах. Второе, это разного рода курсы. Например, поддерживаемые государством курсы по ликвидации цифрового неравенства. Нужно понимать, что нас окружает. Нужно понимать, что такое компьютер. Не то, как он устроен, и чем отличается Mac от Intel, а какие возможности он дает. Что такое интернет, где и как это влияет на нашу жизнь? Вот это с точки зрения обучения будет востребовано через 10-20 лет.
Задача ребенка с 6 до 12 лет — хорошо учиться, изучать информатику и параллельно осваивать то, что поможет развить не просто понимание IT, но и развить творчество в IT. Таких проектов в России немного. Возможно, курсы личностного роста для детей. Я сейчас тоже запускаю несколько таких проектов. Тут упор надо сделать на творчество.
Если речь идет о молодых людях, перед которыми стоит вопрос о перепрофилировании, стоит присмотреться к курсам, которые дают какое-то представление о новой профессии. Важен не навык, а понимание. Здесь проектов много, это сейчас тренд. В России их не так много, как хотелось бы. Это проекты, которые дают попробовать себя в новой профессии и дают надежду, что в этой профессии можно себя проявить.
Третье направление — это люди, которые давно в этой сфере, но хотят что-то изменить. Они не понимают как развернуться, как выйти на новый уровень, как изменить мир и как сделать так, чтобы их доход перестал зависеть от работодателя. Это третий срез проектов, в мире он представлен предпринимательскими коучингами. Кроме того, это различные большие мероприятия для индивидуальных предпринимателей, маркетологов, IT-специалистов. И это тоже сейчас набирает обороты.
В каком возрасте начинать изучать сферу IT?
Во-первых, никогда не поздно начать. Другое дело, как быстро после рождения ребенка стоит его погружать. Тут стоит отметить, что часть погружения происходит неосознанно. Дети видят, как родители смотрят в телефоны и планшеты, как они заглядывают в ноутбуки, пока кормят малышей. И они уже мотают на ус. Начиная с года-полутора, они уже начинают активно использовать эти устройства. Моему сыну три года, он смотрит какой код для разблокировки экрана я набираю. Ребенок не спрашивает какой код, он его просто заметит. И этого достаточно.
Дети погружаются в эту среду очень естественно. Вопрос: хотим ли мы их развивать в этой среде? Если да, то этим нужно заняться. Здесь есть определенная опасность. Как многодетный отец могу сказать, что развитие IT-технологий отрицательно влияет на развитие детей. Они позже начинают говорить: они сидят в планшетах, смотрят телевизоры. В это время они не нуждаются в общении. Ребенка в раннем возрасте нужно развивать: с ним нужно играть, разговаривать, развивать его логику. По моему мнению, погружение должно начаться не ранее 4 лет. Это я могу сказать как профессиональный методист по работе с детьми, преподаватель информатики и психологии, рукопашного боя и физкультуры. Иначе будет задержка развития. Дети быстро замыкаются, когда находят что-то интересное.
После 4 лет, когда ребенок разговаривает, когда есть коммуникация, можно выстраивать обучение IT. Можно показывать ему планшет, телефон, компьютер. Он быстро будет это впитывать.
Когда переходить к задачам по программированию и пробовать себя в IT?
Когда ребенок начинает читать и писать, лет с шести-семи, ребенку уже можно давать задачки на логику. Например, как собрать из нескольких частей нечто цельное. В этом направлении есть интересный проект, который позволяет пошагово выстраивать сайт, не занимаясь кодами. Первые шаги ребенка должны быть связаны с конструированием. С пониманием того из каких компонентов состоит сайт, интернет, программа. А вот уже следующие шаги, начиная с 8-10 лет, стоит уделять уже кодированию. Когда дети сами пробуют писать какие-то программы, из конструктора собирают роботов, для сайтов пишут дополнительные модули. В МИФе есть отличные книжки по языку Scratch: язык простой и позволяет быстро проверить гипотезы, работает-не работает, и погрузиться в кодирование. Языки типа Scratch, Basic, JavaScript подходят для обучения логометрическому языку.
Разворот книги «Python для детей»
Что важно учитывать родителям в процессе обучения детей?
Детям в возрасте от 6 до 10 лет должны получать эмоциональный отклик от того, что делают. Задача родителей увидеть: если ребенок увлекается этим, то это нужно развивать. Если ребенку скучно, он не хочет писать код, ему не нравится собирать сайты, значит тут же надо его переключать. Это может быть все, что угодно: и в IT, и не в IT. Это может быть и дизайн, и написание текстов. Если его тянет фантазировать — прекрасно! Если ему нравится плавать, бегать — замечательно, ему нужно развиваться в направлении физической культуры. Если ему нравится выступать в школе, устраивать КВН — очень хорошо, это задатки будущего специалиста по продажам и PR. В целом, время с 6 до 10 лет формирует в детях его будущую профориентацию. Важно не сломать ребенка и увидеть куда он тянется.
Если ребенок тянется к IT-технологиям, как ему помочь развиваться?
У нас много вариантов развития ребенка в сфере IT. В первую очередь, нужно узнать, что именно в программировании ему нравится. Если ему нравится писать код, ему нравится творить, создавать что-то новое, то основная задача — обеспечить ему общение с ему подобными.
Но давайте представим, что вашему ребенку 10 лет и он уже научился создавать сайты. Кто возьмет его на работу? Думаю, никто. И это следующая задача, которая перед нами стоит: нужно сообщество, которое бы прокачивало таких детей дальше. Его пока нет. Расти надо, развиваться надо. Я подозреваю, что решения придут от каких-то крупных игроков типа Яндекса, Google, Mail. Возможно, появятся государственные заочные курсы.
Возможно ли обучение детей онлайн?
Я считаю, что лучшее обучение — личным примером. При этом родителям не обязательно разбираться в информатике. Важно, что вы показываете свой уровень вовлеченности в то, что нравится именно вам. Дети считывают то, как мы погружаемся.
Если ребенок хочет изучать IT, а рядом нет профессионала. Возможно, учитель информатики недостаточно разбирается в вопросе или не любит свою работу, тогда — да, спасение в онлайне. Можно получить советы от специалистов, которые сейчас на волне и понимают все, что происходит. Плюсы этого обучения — ты получаешь все самое вкусное от лучших преподавателей, не уезжая в другой город. Минусы — отсутствие реального человеческого общения. Сейчас молодежь не считает это минусом. Да, можно в течение минуты выйти на связь из Америки, но нельзя пожать руку и сказать «Что-то у тебя сегодня грустные глаза». Я подозреваю, что новые сообщества будут в основном виртуальными.
Какие тенденции вы видите в освоении молодых людей IT-технологий?
Сейчас дети и молодежь практически не замечают IT. Для них это естественно, как воздух. Нынешнее поколение погружено в виртуальную реальность изначально. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что для них это естественно. Плохо, потому что они не воспринимают это как повод изучать это лучше, разобраться и освоить новую профессию. И вот здесь им надо помогать. Надо сказать: там есть куда копнуть, с этим нужно разбираться. То, что ты ходишь в Facebook, «Вконтакте», Instagram — это не весь интернет, люди живут не только этим. Они программируют телефоны, автомобили, умные дома, банковские карточки. Наша задача показать новому поколению, что IT — большой мир, что есть, что изучать.
От себя добавим, что изучать программирование можно в любом возрасте. И даже будучи взрослым. «Python для детей» — книга, с которой можно начать. Вы (или ваш ребенок) научитесь одному из самых популярных сегодня языков и сможете написать две игры. А затем и продолжить путешествие в увлекательный мир программирования.
Обложка поста: pexels