Искусство учиться
Как начать учебный год, чтобы не перегореть к экзаменам
4 сентября 728 просмотров
Искусство учиться
Как начать учебный год, чтобы не перегореть к экзаменам
4 сентября 728 просмотров

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Учеба в школе требует сосредоточенности, выносливости, внимательности и терпения. Чтобы выдержать нагрузку и не потерять мотивацию, нужно правильно распределять ресурсы, уделять внимание спорту и сну, а также следить за эмоциональным состоянием. Какую роль во всем этом можете сыграть вы как родитель? Составили краткую выжимку советов из книг современных психологов и педагогов.

Задавайте правильные вопросы

Чтобы сохранить у ребенка мотивацию к обучению, очень важно вовремя распознать появление тревожности и страхов, которые могут помешать процессу. Для этого старайтесь не ограничивать общение вопросом «как дела в школе?».

Вот как советуют выстраивать общение со школьниками психологи и авторы книги «Спокойные» Кэти Кресвелл и Люси Уиллеттс:

  • Задавайте открытые вопросы

То есть те, на которые нельзя ответить «да» или «нет», а которые требуют развернутого рассуждения. Не «все нормально в школе?» — а «что нового ты узнал за сегодня?».

  • Сопереживайте

Дайте понять ребенку, что своим вопросом вы хотите ему помочь. Скажите что-то вроде «Я вижу, что ты беспокоишься. Наверно, тебе тяжело». Это сигнал о том, что вы понимаете и разделяете его чувства.

  • Успокойте

Скажите ребенку, что он не единственный испытывает подобные эмоции. Попробуйте вспомнить историю из детства, в которой вы ощущали что-то подобное. Проговорите, что чувствовать разочарование, стеснение или испытывать тревожность — нормально.

  • Предполагайте

Если ребенок отказывается давать ответ или сам не может распознать свои чувства, попробуйте сделать предположение: «Как думаешь, может, тебя что-то пугает?». Главное — делайте это в форме вопроса, а не утверждения.

Ослабьте контроль

Когда дети чувствуют, что их вынуждают что-то делать, они становятся менее заинтересованными, — утверждает в своей книге «Воспитание сердцем» психолог Альфи Кон. Это подтверждает ряд экспериментов, в которых детям разных возрастов предлагали играть в компании взрослых. Те, чьи родители постоянно контролировали процесс, указывали, что делать, критиковали и хвалили, быстро теряли интерес к игрушкам. И даже оставаясь одни, тратили на игру меньше времени.

Чрезмерный контроль может не только лишить интереса, но и не дать ребенку возможность развивать некоторые навыки.

Те школьники, которые под строгим руководством взрослых выполняли домашние задания, впоследствии не могли самостоятельно справиться с теми же заданиями.

Безусловно, определенный уровень контроля детям необходим. Но он никак не связан с абсолютным послушанием, давлением или непрерывным руководством со стороны. Контролировать — значит создавать здоровую и безопасную среду для развития ребенка, предлагая помощь и устанавливая границы.

Составляйте план на день

Тревожные расстройства — самая частая проблема современных школьников. Стресс вызывает практически все: отношения с одноклассниками и учителями, оценки, предстоящие экзамены, размышления о собственном имидже, сексуальные переживания.


Уровень тревожности современных подростков близок к тому, что в середине прошлого века испытывали пациенты психиатрических клиник. Источник

Постоянная тревожность в свою очередь вызывает эмоциональную усталость — и у школьника просто не остается сил на нормальную учебу. Чтобы немного снизить тревожность, доктор Томас МакДонах, автор книги «Спокойно, ты справишься!», предлагает наполнить день занятиями, которые бы приносили радость. Это может быть вечерняя прогулка с собакой, телефонный разговор с близким другом или написание дневника.

Безделье ведет к зацикленности на проблемах, тревоги расцветают там, где нет системы.

Предложите подростку составлять на каждый день план, который будет включать в себя продуктивные занятия, удовольствия и спорт. И вместо выполнения домашнего задания напоминайте ему лишний раз выйти на прогулку.

Установите правила сна

Всего одна бессонная ночь способна снизить иммунитет и способствовать воспалительным процессам в организме. Недостаток сна вызывает не только сонливость и вялость, но и является причиной проблем с вниманием и самоконтролем. Также у тех, не высыпает норму, выше риск возникновения депрессий и тревожных расстройств. При этом, согласно опросам подростков, лишь одна треть из них спит ночью по девять часов (именно такова возрастная норма).

Сделать здоровый сон частью жизни — одна из важнейших родительских задач.

Авторы книги «Одна привычка в неделю для всей семьи» Бретт Блюменталь и Даниэль Ши Тан предлагают решить ее, установив единый режим отхода ко сну для всей семьи. И взрослым, и детям будет полезно ложиться спать в промежуток с 20:00 до 0:00. Соблюдение режима всеми членами семьи побудит и детей активно участвовать в процессе.

Двигайтесь и играйте

Наше тело и наш разум тесно связаны. Та часть мозга, что отвечает за движение, примыкает к той, что контролирует мыслительный процесс. Поэтому можно без преувеличения сказать, что физические упражнения помогают стать умнее.


Спорт помогает развить выносливость и подготовиться к нагрузкам в школе. Источник

Спорт способствует выработке дофамина и серотонина, позволяя нам быть более спокойными и сосредоточенными. Обеспечивает попадание в мозг глюкозы и кислорода, что ведет к росту клеток мозга.

Авторы книги «Самостоятельные дети» Уильям Стиксруд и Нед Джонсон советуют обратить особенное внимание на те виды спорта, которые одновременно требуют рабочей памяти, тормозного контроля и когнитивной гибкости. Это танцы, фехтование, йога, верховая езда, боевые искусства, игра на барабанах, скалолазание. К примеру, в танцах ребенок вынужден одновременно использовать рабочую память, чтобы запоминать движения, а также сдерживаться и подстраиваться в соответствии с изменениями в музыке или длиной шагов партнера.

Поощряйте интересы

На первый взгляд кажется, что интересы подростков довольно поверхностны и тривиальны. Но, если обеспечить им правильную поддержку, они способны выстроить целую паутину знаний, связанных с предметами своего интереса, — уверен Митчел Резник, автор книги «Спираль обучения».

Взять, к примеру, езду на велосипеде. Это хороший повод изучить механизм зубчатой передачи, физические основы равновесия, эволюцию средств передвижения или влияние на экологию различных видов транспорта. Если направить интересы ребенка в правильное русло, они не только поддержат в нем мотивацию к обучению, но и помогут в освоении в том числе и школьной программы.

Примите важность того, чем увлекается школьник. Поощряйте эксперименты в этой области, приветствуйте все методы, которые он использует, чтобы творить, создавать и изучать новое.

Делайте акцент на процессе, а не результате. Позвольте ребенку вынести для себя главный урок: обучение и познание нового может быть захватывающим и открывать двери в сотни новых миров.

P.S. Обучение — это навык, который можно развить. Как найти интересные для себя области, не потерять мотивацию и внедрить полученные знания в жизнь? Расскажем на бесплатном курсе «Мастерство учиться». Записывайтесь!

По материалам книг «Спокойные», «Самостоятельные дети», «Спираль обучения», «Одна привычка в неделю для всей семьи», «Воспитание сердцем», «Спокойно, ты справишься!»

Фото на обложке отсюда

Похожие статьи