Как ледокол проходит сквозь лед? Какие виды морских узлов существуют? Что помещается на борту пассажирского лайнера? Как называется корабль, который «стрижёт» волны?
Предлагаем вам несколько любопытных отрывков из новой энциклопедии с Чевостиком «Корабли и мореплавание». Теперь не только ваши дети, но и вы сами станете чуточку ближе к званию «морского волка».
Виды морских узлов
Конечно, все слышали о морских узлах, но знали ли вы, что их около 500! Во времена расцвета парусного флота моряки очень серьезно относились к морским узлам, ведь от их прочности зачастую зависела их судьба. Верёвки и канаты назывались «такелаж». С его помощью управляли парусами, раскрепляли мачты, реи.
Корабли и мореплавание
Вместе с Чевостиком и вы сможете изучить и воспроизвести некоторые морские узлы:
Открыть картинку в полном размере. Иллюстрации здесь и далее из книги.
Дедушка русского флота
Корабли в России начали строить по указу Петра, а корабль-ботик, на котором плавал будущий царь, прозвали дедушкой русского флота.
Морским делом Пётр I увлёкся ещё в детстве, когда ходил на ботике. Дед Петра I получил это небольшое судёнышко с одной мачтой в подарок. Долгое время ботик пылился в сарае, пока однажды его случайно не обнаружил будущий царь. Мальчик быстро научился управлять ботиком и даже создал небольшую флотилию из похожих лодок, чтобы обучить своих подданных ходить под парусом.
Знаменитый ботик Петра I.
Когда Пётр вырос и стал царём, то решил, что России нужен флот. Создать флот оказалось не так-то просто. У русских кораблестроителей не хватало знаний. И Пётр I отправился за границу, в Голландию, чтобы самому учиться строить корабли. Возвратившись из поездки, царь занялся постройкой российских кораблей. Однажды все они приплыли на морской праздник, чтобы поприветствовать «дедушку русского флота».
Чайные гонки и корабль, который «стрижёт» волны
Английский клипер, появившийся на морских просторах в середине XIX века прозвали так из-за острого носа. Корпус у этого корабля узкий и длинный. Моряки говорили, что этот корабль «стрижёт» волны, оттого его и назвали «клипер». По-английски «сlip» означает «стричь».
Красивый и быстрый клипер.
На палубе клипера нет построек. Их убрали, чтобы сделать корабль более скоростным. Он должен был быстро доставлять груз. На таких судах англичане возили из Китая чай. Тому, кто первым привозил новый урожай в Англию, платили премию. Поэтому капитаны клиперов стали устраивать соревнования, которые прозвали чайными гонками.
Как устроен ледокол
Первый известный советский ледокол носил имя «Красин». Он преодолевал ледяные моря, выползая носом на льдины, чтобы они ломались под его тяжестью. У ледокола в носовой и кормовой частях были большие цистерны — «танки». Это такие ёмкости для хранения и перевозки различных жидкостей. Проще говоря, огромные бочки.
Ледокол борется с глыбами льда.
Если льдина не ломалась сразу, под тяжестью самого судна, то носовую цистерну заполняли водой. От этого вес ледокола становился ещё больше, и тогда льдина точно ломалась.
Чтобы ледокол мог сползти с льдины обратно, воду из носовой цистерны выкачивали и заполняли ею кормовую цистерну.
Плавучий город
Могучий и красивый лайнер
А это огромный пассажирский лайнер. Он похож на многоэтажный плавучий дом. У него множество палуб, а на них и спортивные площадки, и даже бассейн. Внутри есть и магазины, и спортзалы, и кинотеатр, и, конечно же, много удобных кают для пассажиров: на корабле их может быть больше тысячи.
Такой лайнер двигают сразу несколько гребных винтов, вращаться их заставляют огромные электромоторы. А электричество вырабатывают генераторы — их крутят очень мощные дизельные двигатели.
А вот так лайнер выглядит в разрезе:
Открыть картинку в полном размере
Ну что, понравилось? Еще больше фактов в книге «Корабли и мореплавание».
В статье использованы иллюстрации из книги.