Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук
Хочу поделиться своими наблюдениями: какие ошибки в правописании чаще делают дети и где «корень зла» — причина этих ошибок. Все примеры реальные, из диагностических детских работ.
Чтобы разобраться, давайте проанализируем несколько ошибок.
- Перенос слова со строки на строку. Ребёнок написал: прос-ветитель, пос-тараться. Чего не знает автор этих ошибок? Он не знаком с правилом, которое гласит: если в слове есть приставка, перенос происходит не по слогам, а на границе частей слова: про-светитель, по-стараться. Кстати, правила переноса слов более многочисленны, чем те, что изучают в 1—м классе. Чего не умеет ребёнок? Прежде всего анализировать состав слова. Если это умение развито, он никогда так не разделит слово для переноса.
- Буквы безударных гласных в корне слова. Допущены вот такие ошибки в словах: «натенул», «затрящали», «полелась». Предположим, что правило ребёнок знает: надо подобрать проверочное слово и т. д. Однако, даже зная правило, он не умеет найти в словах точку приложения этого правила, то есть не умеет видеть в словах эту орфограмму. А как действует тот, кто умеет? Ставит в слове ударение и находит корень, чтобы определить, в какой части слова орфограмма. Убеждается, что в корне, и подбирает проверочное однокоренное слово: тянет, треск, лить. То есть, чтобы грамотно писать слова с безударными гласными в корне, нужно уметь ставить ударение, выделять в слове корень и подбирать однокоренные слова. Значит, прежде чем учить орфографии, нужно заниматься фонетикой и составом слова.
- Разделительные знаки. Например, камень преткновения в диктанте — слово «разъезжались». Почему ребёнок пропускает букву Ъ? Потому что не слышит звук [й’] после согласного звука перед гласным [зй’э], а это — опознавательный признак орфограммы. Про него нужно рассказать, научить звук [й’] в словах слышать, то есть нужны знания и умения по фонетике, а затем на этой основе можно учить находить орфограмму по опознавательному признаку.
- Слова, в которых есть стечение согласных звуков: вестники, расстилается, располагается и то же самое разъезжались. Если человек написал «разъежались», почему он потерял букву з? Потому что не умеет анализировать состав слова, а в нём есть приставка раз-, корень —езж- (однокоренные слова ездить, езда, проезжая и т.д., в корне чередование д\\ж). Снова делаем вывод: чтобы писать грамотно, надо уметь анализировать состав слова быстро и безошибочно. Если слово «вестники» ребёнок пишет как «весники», он даже не пытается анализировать состав слова и его лексическое значение. Корни -вест- и -весн- совершенно разные по лексическому значению, вестники — это те, кто приносит вести, известия, к весне никакого отношения не имеют. Та же ситуация со словом «растилается»: в нем приставка рас- и корень -стил\\стел. Приставки ра- в русском языке нет, и корень не -тил-, а -стил-. Поэтому надо написать две буквы сс, а не одну. Если так рассуждать, если обращать внимание на состав слова и значение корня, не будет подобных ошибок!
- Ну а если в предложении «Вдруг поднялся ветер, зашумел листьями» первое слово человек написал вот так: «в друг», о чём говорит эта ошибка? Во-первых, он не знает, что наречия — неизменяемые слова, они не образуют формы, значит, никак не могут с предлогами употребляться. Во-вторых, не задумался, какая это часть речи. В-третьих, не задумался о лексическом значении слова и о том, что к слову «друг» оно по смыслу никакого отношения не имеет. То есть, в конечном счёте мы снова упираемся в то, что ошибается тот, кто не умеет анализировать лексическое значение слова и его состав.
Кстати, хочу обратить ваше внимание: все ошибки, которые я привела и проанализировала, корнями уходят в начальную школу, там все эти темы изучались, и с наречиями знакомились, и слово «вдруг» учились писать.
Что я хочу сказать, какой вывод сделать? Он прост и очевиден: грамотно пишут дети, у которых есть чувство языка, а оно само собой не появляется, значит, педагоги и родители его целенаправленно развивают.
Чувство языка — это прежде всего внимание к составу и лексическому значению слова, к словообразованию и словоизменению. Если человек видит, из каких частей состоит слово, легко выделяет приставку, корень (при этом вдумываясь в его лексическое значение) и осмысленно подбирает однокоренные слова , без труда отделяет окончание, он пишет намного грамотнее тех, кто всё это не умеет делать и не понимает зачем.
И что же делать?
Правильно и эффективно учить русскому языку: расширять словарный запас детей, развивать их языковую интуицию и чувство языка, умение устанавливать закономерности и видеть язык как систему, а не как хаос. Без этого нельзя научиться грамотно писать и говорить, нельзя успешно изучать иностранный язык.
Обложка поста: unsplash.com