Знаете, как бывает: берешь телефон, чтобы посмотреть, нет ли пропущенных сообщений, и «залипаешь» на час-другой. Или включаешь телевизор пощелкать каналы, и целый вечер потерян из-за любимого фильма. Также глубоко можно «нырнуть» в книгу, журнал, разговор с подружкой, компьютерную игру и так далее, и так далее. Даже взрослым тяжело устоять перед соблазном потратить время на ерунду, что уж говорить о детях. Эти пять простых привычек помогут стать продуктивнее — и подросткам, и вам.
Ежедневный чек-лист
Это простая версия дневника самонаблюдения. Здесь вместо словесного описания успехов и неудач мы ставим галочки и пишем цифры в таблице.
Пример ежедневного чек-листа
Два важных момента, касающихся ежедневного чек-листа. Первый: чек-лист — не дополнение к дневнику, а возможная более простая альтернатива. Второй момент: ежедневный чек-лист — не то же самое, что и список задач. Тонкое отличие этих сущностей заключается вот в чем. Список задач — это как будто бы список обязательств. А ежедневный чек-лист — это список практик, которые имело бы смысл попробовать на себе. Подросток не должен и не обязан их пробовать и применять. Уж тем более нет никаких требований относительно того, что именно делать и как часто. Ежедневный чек-лист — это скорее инструмент отчетности, который показывает, что и в какой мере ребенок выполнял.
По материалам книги «Путь джедая»
Хранить залипабельные приложения в глубине смартфона
Объясните ребенку, что простое действие — например, убрать с глаз долой развлекательные приложения — поможет отказаться от бессмысленной привычки тратить время на игрушки. Это не значит, что в игры вообще нельзя играть. Можно, но не тогда, когда «глаз зацепился», а в запланированное время.
Особенно обидно, когда ты берешь в руки смартфон, чтобы просто посмотреть, который час, через полчаса понимаешь, что залип в ленте с картинками, в ужасе откладываешь смартфон в сторону и… Понимаешь, что нужно посмотреть, который час, чтобы решить, можно ли взяться за очередную задачу.
Опять же, без экстрима с запретами предложите школьнику сделать так, чтобы до большинства вредных программ он не мог добраться быстрее, чем за четыре прокрутки. Пусть попробует, не понравится — вернет, как было. В распоряжении подростка папки и возможности создания дополнительных экранов. Основная мысль — сделать себе неудобно.
Пусть на первом экране будут только нужные и полезные приложения. Источник
Можно поступить так не только с программами, которые считаются вредными, но и с теми, в которых подросток проводит много времени.
По материалам книги «Путь джедая»
Держать под рукой список дел для полезной прокрастинации
Время от времени прокрастинация все-таки будет брать верх. У всех так бывает. Порой просто хочется валять дурака, ничего с этим не поделаешь. На этот случай подскажите ребенку заготовить список полезной прокрастинации — набор действий, которые помогают извлечь пользу даже из собственной лени.
Вместо бездумного листания Facebook и Instagram можно открыть сохраненные статьи, заниматься спортом, учить новые английские слова с помощью сервиса, наводить порядок или смотреть TED Talks из собранного заранее плейлиста.
По материалам книги «Просто космос»
Делать уроки стоя
Поза, в которой ребенок учит уроки, имеет значение. Мозгу нужен кислород. Без этого думать, а тем более концентрироваться, сложно. Когда человек сидите, сгорбившись за рабочим столом, диафрагма снизу сжимает легкие, и он просто не может глубоко дышать, а значит, обеспечить мозг кислородом.
Существуют два варианта решения этой проблемы: трекеры осанки (небольшие датчики, которые крепятся на спину и вибрируют, если ребенок горбится) и «стоячий стол» с регулируемой высотой, за которым можно делать уроки сидя или стоя. К работе на ногах нужно привыкнуть, но для здоровья и продуктивности — это то, что нужно. К тому же такая поза способствует большей концентрации: подросток будет меньше отвлекаться и быстрее сделает задания.
По материалам книги «Просто космос»
Жить не часовыми, а 15-минутными отрезками
Предложите школьнику жить не часовыми отрезками, а 15-минутными «спринтами». Смысл в том, чтобы стараться «впихнуть» в эти 15 минут как можно больше.
Проведите эксперимент и посмотрите, что вы можете сделать за 15 минут. Вас наверняка впечатлят результаты… Когда эту ценность поймет и подросток, он перестанет терять время. Как только у него появится четверть часа, он будет стараться сделать нужные дела с максимальным темпом, скоростью и эффективностью.
По материалам книги «Правила жизни и бизнеса»
Эти привычки научат подростка контролировать время и быть более продуктивным.
Обложка поста: unsplash.com