365 дней вместе
Почему мы должны любить ошибки, трудности и даже неудачи
18 января 6 219 просмотров
365 дней вместе
Почему мы должны любить ошибки, трудности и даже неудачи
18 января 6 219 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Наша жизнь полна ошибок. Мы совершаем их постоянно. И хотя порой они ни на что не влияют или, наоборот, приводят к непредсказуемым последствиям, большинство из нас казнит себя за допущенные промахи и чувствует себя скверно.

И неудивительно: многие выросли с мыслью, что ошибка — это плохо. Достаточно вспомнить контрольные и диктанты в школе, когда за каждую ошибку снижали оценки, а родители ругали, а то и сурово наказывали. Это печально, и вот почему.

Трудности и ошибки — лучшее средство для роста мозга



Безграничный разум

Когда в процессе обучения мы готовы преодолевать препятствия и совершать ошибки, возникает много новых нейронных связей, способствующих лучшей обучаемости. Позитивное влияние ошибок и трудностей выявлено в ходе нейробиологических исследований и поведенческого анализа людей, добившихся высоких результатов в разных сферах деятельности. Некоторые результаты выглядят парадоксально, поскольку мы давно привыкли, что всё должно быть «правильно». Но отбросив мысль о том, что человек всегда обязан вести себя правильно и не допускать ошибок, люди буквально преображаются.


Джеймсу Ноттингему, теоретику педагогики из Великобритании, пришла в голову идея «ямы обучения». Каждый раз когда мы чему-то учимся, мы оказываемся в такой яме, из которой очень важно научиться выбираться.

Правильные ответы не стимулируют роста мозга

Чтобы ученики развивались, им необходимо искать ответы на вопросы, представляющие для них трудность, находящиеся на грани их понимания. И работать над ними следует в среде, которая поощряет ошибки и способствует осознанию их пользы. Это важнейший момент.

Не только упражнения должны поощрять ошибки — сама среда должна способствовать тому, чтобы дети не боялись ошибаться и не воспринимали затруднения как досадные помехи. Для идеальной атмосферы обучения должны быть задействованы оба компонента.


Быть всегда правым и не совершать ошибок — губительно для мозга. Источник

Исследования нейробиологов это подтверждают. Все, кто добивается выдающихся результатов, выполняли упражнения, благодаря которым нервные волокна покрывались миелиновой оболочкой в несколько слоев. Наш мозг функционирует благодаря сети нервных волокон (включая нейроны), а миелин — своего рода изоляция, покрывающая их и увеличивающая силу, скорость и точность передаваемых сигналов.

Когда мы возвращаемся к какой-то мысли или наносим удар по мячу, миелиновая оболочка участвующих в этом процессе нейронов становится прочнее, оптимизирует нейронные цепочки, в результате чего наши движения или ход мыслей становятся более отлаженными и эффективными.

Уроки, которые учат размышлять

Уроки в китайской школе совсем не похожи на привычные нам, на которых ученики получают задания от учителя и у этих заданий всегда есть единственно верный ответ.

Важнейшая характеристика уроков в китайской школе — преодоление трудностей: учителя сознательно ставят учеников в тупик, заставляя задумываться над проблемой и находить объяснение.

Учителя любят задавать провокационные вопросы, сознательно вводят некорректные утверждения, тем самым побуждая учеников к дискуссии и возражениям.


Чтобы дети развивались, они должны преодолевать трудности. Источник

На одном из уроков изучали тему, обычно не вызывающую особого энтузиазма у американских школьников, — дополнительные и смежные углы. Китайский учитель попросил учеников пояснить, что такое, по их мнению, дополнительные углы, и они высказывали свои соображения. Часто учитель старался запутать свой класс и подвести к ошибочному объяснению. И тогда он с улыбкой спрашивал: «А верно ли это?»

Ученики тяжело вздыхали и пытались найти более точное определение. Учитель поддразнивал их, развивая или искажая их идеи, чтобы школьники смогли усвоить суть изучаемого материала. Ученики размышляли, уточняли, доказывали свои утверждения.

Именно так должен выглядеть идеальный процесс обучения.

Никакой зубрежки

Элизабет и Роберт Бьорк — профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе считают, что зубрежка для мозга не очень полезна. Намного эффективнее извлечение накопленной информации для самопроверки. Вы заставляете себя вспомнить материал, возможно, совершить какие-то ошибки и тут же исправить их.


Зазубривание материала перед экзаменом не очень полезно для мозга. Источник

Специалисты подчеркивают, что предэкзаменационная подготовка не должна сводиться к зубрежке, поскольку может вызвать стресс и снизить значимость обучения. Гораздо эффективнее безоценочная самопроверка или проверка с подглядыванием.

Лестница преодоления

Одна из учительниц придумала, как можно стимулировать детей к обучению. Призывая учеников не бояться трудностей, она использовала метафору лестницы. Ученикам не нужно быть «самодовольной личностью» с верхней ступеньки, но нельзя быть и «унылым типом», сидящим на нижней. Следует двигаться по лестнице преодоления — это самое важное для человека.

Никому не хочется быть человечком с нижней ступеньки. Он выглядит обиженным и злым. А человечек на самом верху раздражает, потому что уже всего достиг и чрезмерно счастлив. Оптимальный вариант — всегда быть где-то посередине: ты не в отстающих и при этом всегда есть к чему стремиться.


Новые знания о росте мозга и преимуществах, которые дает преодоление трудностей, могут преобразить каждого — школьников, преподавателей, родителей, менеджеров. Все способны выйти за установленные пределы.

По материалам книги «Безграничный разум».

Обложка поста отсюда.

Похожие статьи