Психология
Проведите легкий тест, чтобы узнать: какой характер будет у вашего младенца?
16 января 26 186 просмотров
Психология
Проведите легкий тест, чтобы узнать: какой характер будет у вашего младенца?
16 января 26 186 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Так бывает, что в одной семье растут два совершенно разных по характеру ребенка. Один открытый и общительный. Второй любит посидеть в тишине и поиграть в одиночестве. Элементы характера формируются в процессе взросления, но общий вектор задается с рождения. В книге «Интроверты» мы нашли исследование, которое вы вполне можете повторить дома сами, чтобы понять, кем вырастет ваш ребенок — интровертом или экстравертом? Будет ли обладать высокой чувствительностью или нет?



Интроверты

Ученый Джером Каган, один из выдающихся специалистов XX столетия по возрастной психологии, посвятил свою карьеру изучению эмоционального и когнитивного развития детей. Он провел серию прогрессивных долгосрочных исследований, в ходе которых изучал развитие детей с младенческого до подросткового возраста, фиксируя их физиологические параметры и личностные характеристики. Долгосрочные исследования такого типа требуют больших затрат времени и средств, поэтому проводятся достаточно редко, но если они оправдывают себя, то оправдывают в полной мере.

В рамках одного из таких исследований, которое началось в 1989 году и продолжается до сих пор, Джером Каган и его коллеги собрали пятьсот четырехмесячных младенцев в лаборатории детского развития при Гарвардском университете. Исследователи заявили, что на основании данных, которые они получат за сорок пять минут наблюдения за детьми, они смогут установить, кто из них станет интровертом, а кто — экстравертом.


Источник

Каган и его коллеги создали тщательно продуманные условия, в которых четырехмесячные участники эксперимента должны были получить совершенно новые для них впечатления. Малышам дали послушать записанные на пленку голоса незнакомых людей и звук лопающихся шаров, показали им яркие игрушки, которые двигались у них перед глазами, а также дали понюхать ватные тампоны, смоченные алкоголем. Дети продемонстрировали поразительно разнообразную реакцию на новые раздражители. Около 20 процентов младенцев сразу же расплакались и начали сучить ножками и ручками.

Каган назвал этих детей высокореактивными. Около 40 процентов детей оставались тихими и спокойными: они изредка двигали руками и ногами, но эти движения не были напряженными. Этих детей Каган назвал низкореактивными. Реакция оставшихся 40 процентов малышей варьировала между этими двумя предельными значениями. По результатам эксперимента Джером Каган выдвинул поразительную гипотезу, на первый взгляд противоречившую здравому смыслу: именно высокореактивные младенцы, которые активно сучили ручками и ножками, с высокой степенью вероятности станут тихими подростками.

После исполнения двух, а затем четырех, семи и одиннадцати лет многие из этих детей возвращались в лабораторию Кагана, где исследователи снова проверяли их реакцию на новых людей и новые события. В возрасте двух лет дети встретились с женщиной в лабораторном халате с противогазом на голове, с мужчиной в костюме клоуна, а также с радиоуправляемым роботом. В семилетнем возрасте детей попросили поиграть с другими детьми, с которыми они раньше никогда не встречались. В одиннадцать лет незнакомый взрослый человек расспрашивал детей об их личной жизни. Помощники Джерома Кагана наблюдали за реакцией детей на все эти необычные ситуации, обращая внимание на их мимику и жесты, а также фиксируя, как часто они спонтанно смеются, разговаривают и улыбаются. Кроме того, Каган и его коллеги расспросили самих детей и их родителей о том, как дети ведут себя за стенами лаборатории. Они предпочитают общаться с одним-двумя близкими друзьями или с веселой ватагой? Нравится ли им бывать в новых местах? Они любят рисковать или ведут себя осторожно? Они считают себя робкими или смелыми?

Многие дети развивались именно так, как и предсказывал Каган. Высокореактивные младенцы — те 20 процентов, которые начинали плакать при виде игрушек, движущихся над их головами, — чаще становились серьезными и осмотрительными детьми. Низкореактивные младенцы, которые вели себя более спокойно, чаще превращались в раскованных, уверенных в себе детей. Другими словами, прослеживалась четкая связь между высоким и низким уровнем реактивности с одной стороны и интроверсией и экстраверсией — с другой.

Если вы обратите внимание, как реагирует на новое ваш ребенок, то сможете тоже сделать вывод о будущем характере малыша. Однако Каган уточняет: роль воспитания имеет большое значение, и дети-интроверты не обязательно вырастают замкнутыми и тихими. Результаты теста не стоит считать за данность. Скорее, это возможность узнать ближе своего ребенка. Если он бурно реагирует на все новое, скорее всего, его можно назвать высокочувствительным ребенком. Такие дети острее реагируют на различные ситуации: для них свет светит ярче, суп горячее, слова обиднее. Некоторые родители считают это капризами, но это не так: ваш ребенок обладает высокой чувствительностью, и это тоже здорово.

Как правило, высокочувствительные дети — интроверты. Они тише, спокойнее экстравертов, и в этом общество привыкло видеть недостаток. На самом деле у интровертов есть много достоинств: они осторожные, вдумчивые, творчески настроенные. Из книги «Интроверты» вы подробнее узнаете, какими талантами они обладают.

Основная разница между интровертами и экстравертами — это источник их энергии. Экстраверты получают энергию из окружения и людей вокруг них, а интроверты склонны восстанавливаться в одиночестве и благодаря рефлексии.

Что делать родителям высокочувствительных детей

Для эмоционально чувствительных и возбудимых от рождения детей особенно важно, чтобы родители показали им пример и научили осознавать свои психологические потребности, управлять стрессом и регулировать эмоции. Родители нужны, чтобы дать детям пространство для роста, обучения и исследования мира и с помощью адекватной дисциплины научить находить пределы своих возможностей. Без этой эмоциональной обратной связи и практического наставничества дети, возможно, так и не научатся контролировать себя, а позже столкнутся с такими проблемами, как скачки настроения, приступы гнева, импульсивность или расстройства пищевого поведения, пишет Ими Ло в книге «С меня хватит!».

Обложка поста: unsplash.com

Рубрика
Психология

Похожие статьи