В нас живут две установки: на данность и на рост. Первая предполагает нашу веру в то, что рожденные ум и талант неизменны. Тогда мы всю жизнь пытаемся доказать, что умны и талантливы, но не делаем ничего, чтобы развиваться дальше. Вторая установка преобладает у людей с гибким сознанием. В этом случае мы знаем: изначальный уровень интеллекта и таланта — это всего лишь стартовая точка и нужно работать над собой. Такой подход формирует любовь к постоянному обучению и устойчивость к трудностям и неудачам. Вряд ли найдется хоть один выдающийся человек, который бы не обладал этими качествами.
Нам, взрослым, легче это осознать и менять свою установку. Но наши дети, попадают под влияние установки на данность, никак не могут от него отделаться. Рассмотрим несколько вариантов, как можно это осуществить.
Формирование установки на данность в раннем детстве
Обычно установка на данность по-настоящему укореняется в уме ребенка ближе к старшим классам. Но бывают дети, которые перенимают ее гораздо раньше. Представьте, что однажды ваш сынишка-первоклассник пришел из школы и сообщил: «Есть ребята умные, а есть тупые. У них мозги дефектные». Все дело в том, что он увидел, что некоторые дети легко пишут свои имена, да еще и кое-какие цифры в придачу, а другие — нет. И сделал вывод. А теперь будет крепко стоять на своем.
Ваш сын внимательно наблюдает за тем, что происходит в школе, и по возвращении домой докладывает: «Даже если учительница показывает нам что-то совсем новое, я и это делаю лучше, чем они. Мне не нужно упражняться». Ребенок явно сосредоточен на своем мозге, но не столько на его развитии, сколько на его восхвалении. Вы уже объяснили ему, что все дело в обучении и практике, а не в глупости или тупости, но для него это звучит неубедительно.
Первые шаги человека с установкой на рост
Что можно сделать? Каждый вечер за ужином расспрашивайте ребенка и друг друга: «Что нового ты сегодня узнал?», «Какую ошибку ты сегодня допустил и чему она тебя научила?», «Над чем ты сегодня трудился?» Обсуждайте эти вопросы, рассказываете по очереди о своих усилиях, решениях, неудачах и победах и оживленно комментируйте их.
Говорите об умениях, которыми еще вчера не владели, но сегодня обрели благодаря тому, что весь день в них упражнялись. Драматизируйте допущенные ошибки, показывайте как вы нашли ключ к решению проблемы. В итоге ваш рассказ получается удивительно интригующим — почти как детективный роман. Вскоре дети начинают с нетерпением ждать вечера, чтобы рассказать свою историю. «О! — будете восклицать вы с удивлением. — Сегодня ты действительно стал умнее!»
Когда ваш сын с установкой на данность гордо заявит, что станет чемпионом, вы скажете: «Чемпионы — это те люди, которые работают больше всех. Ты можешь стать чемпионом. Давай ты мне завтра расскажешь, что ты сделал, чтобы стать чемпионом». Это касается не только школы или занятий спортом. Вам же хочется дать ему понять, что вам интересны не только его интеллектуальные или физические достижения.
Усилия в неправильном направлении
Иногда проблема с ребенком заключается не в том, что он слишком мало старается. Наоборот, порой он прилагает слишком много усилий. Только в неправильном направлении. Мы все слышали о школьниках, которые постоянно засиживаются над учебниками далеко за полночь. Или о детях, которым нанимают репетиторов, чтобы они могли перещеголять своих сверстников. Эти дети работают упорно, но у них, как правило, установка не на рост. Они делают это не из любви к знаниям. Они просто пытаются доказать свои способности родителям.
Вы гордитесь своей дочерью. Она лучшая ученица класса и приносит домой только отличные оценки. Она играет на флейте и занимается с одним из прославленных педагогов. И вы уверены, что она попадет в самую престижную частную гимназию города. Но каждое утро перед школой у нее случается расстройство желудка, а иногда ее еще и рвет. Вы даже не догадываетесь, что она превратилась в комок нервов.
Как помочь ребенку? Позвольте дочери начать наслаждаться тем, чем она занимается. Объясните ей, что она может упражняться в игре на флейте тогда и столько, когда и сколько ей захочется, ради одного только удовольствия от музыки, и больше ничего. Ей нужно изучать школьный материал только ради получения знаний, а не для того, чтобы утрамбовать себе в голову как можно больше информации.
Постепенно вы научитесь отделять свои желания от желаний вашей дочери. Может, вам и нужна была дочь — круглая отличница, но ей самой нужно другое: чтобы родители принимали ее такой, какая она есть, и чтобы у нее была свобода роста. И когда вы дадите ей волю, ваша дочь сможет по-настоящему увлечься тем, чем она занимается. Она будет делать все из интереса к знаниям, и делать на самом деле хорошо.
Послания детям
Любое наше слово и действие может нести ребенку послание о том, как ему себя воспринимать. Они могут идти с установкой на данность: «Твои качества неизменны, и я их оцениваю». Или с установкой на рост: «Ты развивающаяся личность, и я заинтересован в твоем развитии». Важно даже то, как мы хвалим своих детей. Подробнее об этом можно почитать здесь.
Попробуйте при воспитании ребенка сами перейти к установке на рост. Вместо того чтобы требовать от детей играть без ошибок, попросите их о полной самоотдаче и максимальных усилиях. Вместо того чтобы осуждать их, дайте им то уважение и наставническую заботу, которые им нужны, чтобы развиваться.
По материалам книги «Гибкое сознание».
Обложка поста: pixabay.