Сегодня отовсюду звучит столько подчас противоречащих друг другу рекомендаций по воспитанию детей, что иногда трудно понять, что хорошо, а что плохо, что важно, а что не очень, на что следует обратить внимание, а на что можно закрыть глаза и как лучше реагировать, если ребенок не оправдывает наших ожиданий.
Предлагаем вам несколько идей из книги «В партнерстве с ребенком», которые помогут поразмыслить над сложностями родительства.
Панорамный взгляд
В партнерстве с ребенком
Как многим другим мамам и папам, вам может показаться сложным сохранить свое изначальное видение роли родителя в рутине повседневной жизни. Легко упустить из виду общую картину, если изо дня в день вы озабочены соблюдением ребенком чистоты, успеваемостью в школе, выполнением домашних обязанностей, посещением спортивных секций, кружков, встречами с друзьями, наконец, экзаменами и подачей документов в вуз.
Но сохранение панорамного взгляда на воспитание стоит затраченных усилий, причем не только ради отношений с ребенком, но и потому, что вызовы, с которыми сталкиваемся сегодня мы и мир в целом, требуют проявления нами своих лучших качеств и демонстрации соответствующих действий.
Старайтесь смотреть на вашего ребенка как бы со стороны: это поможет не утонуть в рутине и сохранить панорамный взгляд. Источник
Родительские обязанности
Хорошо выполнять родительские обязанности — значит реально смотреть на вещи и работать с тем, что у вас есть.
Как родитель вы каждую минуту беспокоитесь о своем ребенке и ожиданиях, которые он оправдывает или нет, о том, реалистичны ли ожидания, которым ему трудно соответствовать, о поиске лучших способов сохранения баланса между его характеристиками и вашими знаниями, опытом и ценностями.
Прекрасно, если чей-то сын или дочь отвечают тому или иному ожиданию, но это не имеет никакого отношения к вашему ребенку и ожиданиям, с которыми он не справляется. Интересно, конечно, узнать, какие карты на руках у других игроков. Но когда приходится работать с тем, что у вас есть, вам с вашим чадом будет гораздо лучше, если вы сосредоточитесь на собственных.
Смотрите только на своего ребенка, его успехи и промахи. И старайтесь не сравнивать и не оглядываться по сторонам. Источник
О дисциплине
Многие пытаются убедить себя в том, что без дисциплины и диктатуры ребенок вырастет избалованным. Но так ли это на самом деле?
Большой вопрос, нужны ли вам на самом деле эти меры воздействия. Таблицы достижений с разными значками, введение и отмена запретов, временное лишение игр и уличных прогулок (все это неестественные дисциплинарные меры). Они выполняют только одну задачу: дают понять детям, что те не отвечают тому или иному ожиданию (об этом им можно просто сказать, да они и сами, вероятно, в курсе).
Если ребенку что-то мешает отвечать ожиданиям, нужно непременно выяснить причины, а дисциплинарные меры этой информации не дают. Наоборот, они могут затруднить ее сбор; дети иногда замыкаются в себе, если боятся родительского гнева или наказаний.
Естественные последствия гораздо эффективнее, чем строгая дисциплина. Источник
Есть и другие виды дисциплины. Они называются естественные последствия: плохие оценки, чувство неловкости, неизбрание в желаемую команду и т. п., — которые обычно сильно действуют, стимулируют и к тому же неизбежны.
Остается загадкой, почему многие родители добавляют свои дисциплинарные меры, когда уже и так ясно, что эффективные и убедительные естественные последствия не приводят к цели. Ребенку нужно от вас нечто иное.
План Б, или как жить в сотрудничестве с ребенком
Почему взрослым так трудно решать проблемы в сотрудничестве с детьми? Прежде всего, нам часто кажется, что гораздо легче и эффективнее просто настоять, чтобы ребенок сделал то, что мы хотим.
Но настаивать на своем и требовать выполнения своих условий — подход не оптимальный. Особенно если вы стремитесь решать проблемы вместе с ребенком. Или если намерены развивать в нем наиболее позитивные черты человеческой натуры.
К тому же вскоре (в идеальном случае) ребенок перестанет поддаваться без возражений вашим настоятельным требованиям.
Всегда старайтесь договориться. Источник
Но есть и другая причина, по которой совместное решение проблем вызывает затруднения: у многих взрослых просто нет такой практики, так как их воспитывали родители, в совершенстве владевшие мастерством настаивать на выполнении своих требований. Поэтому вам придется потренироваться. Да и вашему ребенку такая практика необходима. В конце концов, вы оба в одной лодке.
Как стать помощником для ребенка
Как стать помощником для ребенка? Запомните:
— Помощники не усугубляют положение дел еще больше, они приносят пользу, содействуя, подсказывая и поддерживая.
— Помощники необидчивы и стараются не давать воли своим чувствам, чтобы это не мешало оказывать помощь.
Все, что ждет от вас подросток, это помощи! Источник
И еще один важный совет
Проблемы, возникающие в жизни ребенка, не должны провоцировать конфликты. Это всего лишь проблемы, которые нужно решать.
Метод воспитания на основе партнерства, помогающий вам поддерживать баланс между влиянием на ребенка и помощью ему в осознании своего «я», способствует также развитию лучших человеческих качеств, среди которых эмпатия, честность, стремление сотрудничать, стойкость, самостоятельность, умение оценить последствия своих действий для окружающих, способность принимать иную точку зрения и умение разрешать разногласия, не доводя до конфликта.
По материалам книги «В партнерстве с ребенком».