Привет, сегодня я бы хотела поговорить о важном: о том, как мы сегодня учим наших детей. И почему, если мы все делаем правильно, многие из них все равно не хотят учиться?
От тоски до озарения
Когда моему троюродному брату было четырнадцать, он с ужасом встречал каждый школьный день. И хотя мальчиком он был способным, с одноклассниками дружил, а учителя его всегда нахваливали, школу он не переваривал.
Ему там было скучно и непонятно. От учебников тошнило, а от заунывных рассказов учителей ужасно хотелось спать. При этом ребенком он был очень одаренным, занимал первые места на областных олимпиадах чуть ли не по всем предметам естественно-научного профиля. А в 12 лет знал о физике и химии больше, чем второкурсник физтеха. Но вот в чем загвоздка: выучил он их не по школьным учебникам, а по ТВ-передачам и научпопу, который в изобилии покупали родители.
А однажды ребенок вообще заявил, что в школу больше не пойдет. Когда родители попытались выяснить почему, 15-летний шкет выдал: «Школа портит науку, делает ее скучной». Возможно, эту фразу он где-то вычитал (хотя до сих пор не признается). Однако сути дела это не меняет. Наука, как вы понимаете, брату нравилась и даже очень.
А теперь вспомните ваши уроки физики, химии, биологии или математики. Возникала ли у вас хотя бы однажды мысль, что вы изучаете науку. Не предмет, по которому надо получить хорошие оценки или сделать конспект, а именно науку с большой буквы — с экспериментами, открытиями и озарениями.
Скорее всего, ответ будет отрицательным. И дело вовсе не в том, что у школ нет ресурсов, а у учителей времени. Дело тут в другом — в форме подачи материала или преподавании, при котором у детей пропадает интерес, а наука превращается в «грусть-тоску» с сухими формулами и однообразными темами.
Сегодня в большинстве школ ситуации остается такой же. Дети приходят на свой первый урок физики или биологии с горящими глазами, а покидают его с потухшим взглядом. Конечно, есть исключения из правил. Гениальные учителя, которые способны впечатлить и заинтересовать, школы с нетривиальными подходами. Но в большинстве случаев — все довольно уныло.
Хотя если немного подумать, то проблема не так уж неискоренима. И чтобы ее побороть не нужны вселенские реформы и перевороты. Достаточно всего несколько пунктиков, которые в общем-то смогут перевернуть науку в школе с ног на голову и заинтересовать детей.
Красивые книги об устройстве мира нравятся даже тем детям, которые не любят читать.
Номер 1
Современные дети — визуалы, они воспринимают мир через картинки, мыслят образами, они не любят читать большие объемы текста. Почему? Ответ очевиден: с пеленок им предлагают мир в картинках — мультфильмы на планшетах, онлайн-бродилки, компьютерные обучающие программы, телевизор… Ребенок привыкает к графической информации сильнее, чем к текстовой. Она дается ему проще. Это не хорошо и не плохо, это факт, который стоит использовать в обучении.
Картинки, презентации, фотки, схемы — все это наша тема. Можно рассказать о строении клетки с помощью конспекта, а можно с помощью красочной объемной схемы или макета этой самой клетки, где все части двигаются.
Как думаете, что запомнится больше?
Сегодня очень много книг, которые выполняют эту задачу визуализации. Например, «Как работает наука» полностью состоит из картинок и схем, объясняющих основные темы физики, химии и биологии. Смотришь на них — и запоминаешь. По большому счету даже читать не надо.
Иллюстрация из книги «Как объяснить ребенку науку»
Номер 2
Хотите заинтересовать детей наукой — покажите им зрелище. Нравится вам это или нет, но современный детский мозг привык к спецэффектам. Ему очень хорошо, когда что-то движется, взрывается, летит. А когда это делает учитель, все становится еще интереснее.
Скажете, это невозможно. Джеффри Райт — учитель физики из Луисвилля, чтобы впечатлить своих учеников, использует очень креативные методы: прямо на уроке взрывает тыквы, строит с ребятами корабль на воздушной подушке, стреляет всякой всячиной из длиннющей трубы и делает еще много-много чего.
На его уроках не скучает ни один ребенок. Дети раскрывают рты и спрашивают: как, как, как? А если вам удалось заставить ребенка спрашивать, как и почему, значит, вы смогли увлечь его, и теперь вам осталось только сохранить эту интригу.
Номер 3
А зачем мне эта физика, математика, биология (и далее по списку) в жизни? Вопрос, который стар, как мир. И ответ на него давно найден. Наука жива и интересна только тогда, когда ее плоды можно использовать в жизни. Покажите это детям.
Объясните им, как посчитать, насколько подорожали пончики в школьном буфете или как вычислить вероятность выигрыша в онлайн-лотерее. И все — математика не будет казаться им столь уж бесполезной.
Еще лучше — дайте детям свой собственный проект для реализации. Кто-то будет выращивать цыплят, а кто-то изобретать самопищущую машинку. И в процессе изучать разные темы, которые в обычных условиях навевают тоску.
Не забывайте, что дети — самые одаренные ученые. Они любят вау-эффекты, им нравится, когда их удивляют и шокируют, им интересно, когда наука оживает и «разрешает себя потрогать». Можно сколько угодно учить законы физики, а можно один раз показать взрывающуюся тыкву на уроке и навсегда влюбить детей в науку.
Книги, которые помогут вашим детям полюбить науку — здесь.
Обложка поста отсюда.