Совсем скоро наступит сезон соплей. Наверное, все родители хотя бы однажды сталкивались с ситуацией, когда в детский сад приходит нездоровый ребенок. Он кашляет, чихает, сопливит, чем нервирует родителей в раздевалке. Что делать — ругаться, забрать ребенка домой или просто не обращать внимания?
Или еще одна, совсем «нестерильная» ситуация: ребенок — о, боже! — ест яблоко грязными руками. Или съел ягодку прямо с куста. Ругать, бежать за антибактериальными салфетками или пожелать приятного аппетита?
Научный журналист Мойзес Веласкес-Манофф в книге «Эпидемия стерильности» рассказывает об исследованиях, которые объясняют, как формируется иммунитет и к чему может привести излишняя стерильность.
Полезные микробы
Мы привыкли воспринимать микробов как угрозу. Но не все они «плохие». Микробы, которые приносят нам наибольшую пользу, поступают из биологически активной почвы и от животных. Современные дома почти полностью лишены этих «полезных» микробов. Как известно, природа не выносит пустоты. И хотя мы думаем, что нам удалось создать свободные от микробов зоны, некоторые факты указывают на то, что современное жилище активно культивируют микробы, вызывающие у нас болезни.
Главное отличие одних микробов от других — те, которые вызывают аллергию, не встречаются в живой природе. Вот почему многие педиатры советуют, чтобы дети как можно больше контактировали с природой — проводили выходные на даче, гуляли на свежем воздухе, ходили на пикники. Это не означает, что можно не мыть руки. В природе, конечно, встречаются возбудители опасных заболеваний. Но и усердствовать со стерильностью тоже не стоит. Например, клубнику, которая растет близко к земле, лучше помыть. А вот вишню можно есть и так — прямо с дерева. Наверняка вы в детстве тоже так делали 😉
Врачи и ученые все больше склоняются к мысли, что одна из причин иммунных заболеваний в том, что на протяжении многих лет мы целенаправленно… избавлялись от болезней, борясь с микробами и паразитами. Сегодня человечество, победившее многие недуги, накрыла «эпидемия отсутствия» важных для здоровья микроорганизмов. Не испытывая на себе микробного давления, иммунная система становится слишком неустойчивой и атакует собственные ткани.
Болезни и аллергия
Расскажем на примере исследования, как детские болезни отражаются на здоровье в целом.
В ноябре 1989 года эпидемиолог Дэвид Стрэкан опубликовал в British Medical Journal небольшую работу под названием Hay Fever, Hygiene, and Household Size («Сенная лихорадка, гигиена и размер семьи»). Стрэкан проанализировал медицинские карты более чем семнадцати тысяч британских детей, родившихся за одну неделю 1958 года. Он изучил данные об этих детях до совершеннолетия, а затем попытался определить те факторы в самом начале их жизни, которые были связаны с развитием аллергии в более поздний период. В итоге он обнаружил единственный фактор, больше всего связанный с развитием сенной лихорадки или атипичного дерматита до 23 лет: количество старших детей в том же доме на момент, когда ребенку исполнилось одиннадцать. Чем больше старших детей окружало человека в детстве, тем меньше он был подвержен риску развития аллергических заболеваний в начале взрослой жизни.
Этот эффект проявлялся весьма отчетливо. Аллергия развивалась у 20% первенцев, однако если у ребенка было двое старших братьев и сестер, этот показатель составлял 12%. А при наличии четверых старших братьев и сестер аллергия развивалась только у 8% детей. У первенцев и четвертых детей этот показатель отличался в два с половиной раза.
В большой семье ребенок чаще болеет, но его иммунитет становится сильным. Источник
Ученый решил, что наиболее вероятным объяснением этой закономерности служит инфекция в раннем возрасте. Наличие старших братьев и сестер повышает вероятность заражения простудой и другими инфекционными заболеваниями. Большие семьи живут в условиях, способствующих распространению инфекции. Гипотеза Стрэкана полностью объясняла недавнее повышение распространенности аллергических заболеваний в развитых странах. Он утверждал, что такие факторы, как относительно небольшой размер семьи в конце ХХ столетия, а также беспрецедентная чистота современного мира в целом, привели к снижению инфекционной нагрузки в детстве. Отсутствие серьезных испытаний, которым подвергалась бы иммунная система в раннем возрасте, делает людей более склонными к аллергическим заболеваниям, хотя до сих пор неясно, какие механизмы лежат в основе этого феномена.
Однако сегодня ученые делают акцент на другом. Дело не в перенесенных болезнях, а в обширных контактах с безвредными экзогенными микроорганизмами в раннем возрасте, которые помогают сформировать иммунитет и защищают детей от развития аллергических заболеваний.
Получается, родители поставлены перед выбором — разрешать ребенку «знакомиться» с полезными микробами, но при этом рисковать, ведь может произойти встреча с возбудителями серьезных заболеваний. Или жить в стерильности, но мешать формированию здорового иммунитета.
Пример детского сада здесь как нельзя кстати. Большой коллектив помогает сформировать здоровый иммунитет, так как дети обмениваются между собой микробами. Однако вместе со здоровыми микробами происходит и обмен тех, которые приводят к болезням. Остается лишь принять риски и понять, что заболевания — неотъемлемая часть этого процесса.
Аллергены и микробы
Итак, изобилие микробов, сосуществующих в инфекционной среде (а также в детских садах, в домах с собаками и в больших семьях), снижает риск развития аллергических заболеваний. Почему?
Эволюция человека проходила в условиях, которые напоминали скорее покрытый плесенью, заполненный сеном, усыпанный навозом сарай, чем чистую современную квартиру в городе. Может быть, иммунная система была рассчитана на такое изобилие микробов? «Наша иммунная система не развивается спонтанно, — говорит Фернандо Мартинес из Тусонского университета. — Спонтанно развивающихся систем не существует».
На протяжении десятков лет избегание контактов с аллергенами (уничтожение амброзии, травля тараканов, использование матрасов, в которых не заводятся клещи, отказ от потребления орехов) было краеугольным камнем лечения и предотвращения аллергических заболеваний. Безусловно, страдающие аллергией действительно должны избегать того, что провоцирует развитие этого заболевания. Тем не менее дети фермеров в Германии, Австрии и Швейцарии вдыхали в пять раз больше пылевых клещей по сравнению с другими сельскими жителями, но у них гораздо реже возникала аллергия на этих клещей. То же самое происходило и в случае пыльцы. У фермеров, вдыхающих на порядок больше травяной пыльцы, гораздо более низкая аллергическая чувствительность к ней.
Ссылаясь на фермеров, которые часто контактируют с пыльцой и пылевыми клещами, но не страдают при этом аллергией, Браун-Фарландер и другие ученые предположили, что аллергические заболевания развиваются не под влиянием чрезмерного воздействия аллергенов, а в результате ограниченного воздействия микробов. Среда обитания, способствующая развитию аллергии, была лишена микробов, а не переполнена пылевыми клещами и пыльцой. В действительности некоторые интервенционные исследования продемонстрировали, что избегание контактов с аллергенами не предотвращает развитие астмы или аллергии, а в некоторых случаях даже повышает риск аллергической сенсибилизации.
Чего опасаться все же стоит…
Вещества, которые встречаются в современных средствах, гораздо опаснее, чем принято думать.
По результатам ряда исследований была установлена связь между противомикробным триклозаном, который применяется с 1972 года, и аллергическими заболеваниями. Сегодня это вещество содержится в моющих средствах, антисептиках для рук, некоторых видах зубной пасты, дезодорантах и определенных детских игрушках. Ученые пришли к выводу, что чем больше люди используют триклозан, тем выше у них вероятность развития аллергии. Возможно, здесь имеет место обратная причинно-следственная связь? Дело в том, что страдающие аллергией люди помешаны на чистоте? Может быть. Однако, помимо того что триклозан приводит к «истощению запаса» полезных микробов и образованию трещин на коже, он еще и превращается в диоксин. Диоксин, в свою очередь, связывается с рецепторами эстрогена — сенсорными клетками, которые служат для получения важных сигналов. Необоснованная активизация этих рецепторов может повлечь за собой нарушение процесса роста и развития. В частности, у крыс триклозан изменил функцию щитовидной железы. В окружающей среде триклозан сохраняется десятки лет. В 2009 году Канадская медицинская ассоциация потребовала запретить использование этого вещества в бытовой химии.
Переходите на более экологичные чистящие средства. Источник
Еще одно широко применяемое вещество — бисфенол-А — также связывается с рецепторами эстрогена. Бисфенол-А попадает в организм человека из пластикового покрытия консервных банок, из белого пломбировочного материала, из некоторых пластиковых детских бутылочек и из других источников. Связь этого вещества с астмой и раком груди установлена в ходе экспериментов с грызунами, а также в ходе исследований с участием людей. У детей, испытывавших избыточное воздействие бисфенола-А в утробе матери, повышен риск развития бронхиальной обструкции. У мышей, которых подвергали воздействию этого вещества в пренатальный период, чаще развивалась астма. У самок крыс, которые сразу же после рождения контактировали с бисфенолом-А, развивалось воспаление кишечника. В 2008 году власти Канады запретили использование этого вещества в детских бутылочках. Через два года они отнесли бисфенол-А к категории ядовитых веществ.
Ученые неоднократно отмечали тревожную связь между популярным обезболивающим препаратом ацетаминофен и аллергическими заболеваниями. Этот препарат (известный в Европе как парацетамол) продается в США также под фирменным названием «тайленол». Окончательные выводы еще не сделаны, однако на данный момент в ходе более чем двадцати исследований была установлена связь между этим продаваемым без рецепта анальгетиком и аллергической сенсибилизацией или бронхиальной обструкцией. По всей вероятности, большую роль играет в этом воздействие препарата в пренатальный период. А матери и дети, которые являются носителями вариантов генов, «отключающих» выработку одного естественного антиоксиданта, подвержены самому большому риску. Ацетаминофен препятствует выработке антиоксиданта глутаниона.
Наличие обратной причинно-следственной связи еще не опровергнуто. Возможно, те дети, у которых впоследствии развиваются аллергические заболевания и которые чаще болеют в начале жизни, принимают больше ацетаминофена. Однако такое объяснение кажется все менее вероятным, особенно учитывая то, что люди с определенным генотипом более чувствительны к этому препарату, чем остальные. Кроме того, у детей, которые принимают другие болеутоляющие средства (аспирин и ибупрофен), нет повышенного риска развития аллергических заболеваний. (В некоторых случаях прием нестероидных противовоспалительных препаратов немного снижает относительный риск астмы.) А связь между ацетаминофеном и астмой зависит от дозы: чем больше этого препарата вы принимаете, тем выше у вас вероятность развития астмы.
Общий вывод сводится к следующему: тот факт, что мы ослабили свою иммунорегуляцию посредством биологических инструментов, не означает, что вещества, с которыми мы имеем дело в современной жизни, не внесли свой вклад в эпидемию аллергии. То же самое можно сказать о загрязнении окружающей среды, об огнезащитных средствах, о пестицидах, о курении табака и о многих других негативных факторах.
По материалам «Эпидемии стерильности» (в статье мы не приводим ссылки на исследования, однако вы найдете их в книге)
Не забывайте скачивать бесплатный набор чек-листов по адаптации к детскому саду→
Обложка поста: pixabay.com