Детям-интровертам трудно приспособиться к традиционной обстановке в школьном классе или детском саду. Обычно там слишком много всего: шума, людей, яркого света, суматохи… Нет возможности уединиться, перевести дух, сосредоточиться и спокойно подумать. Настоящая пытка для ребенка с тихим темпераментом.
Если у вас подрастает интроверт, вы должны помочь ему справиться с грохочущим внешним миром. Рассказываем, что можно сделать.
Разведайте обстановку
Ваш ребенок впервые отправляется в школу или детский сад? Сводите его туда заранее! Маленького интроверта лучше подготовить к грядущим переменам.
Сходите в выходной день на игровую площадку, поговорите о будущих играх и развлечениях. Не забудьте поздороваться с воспитателем.
Тайная сила
С будущим первоклассником обойдите все здание школы, покажите туалеты, столовую, учительскую. Пусть увидит, как интересно может быть в классе.
Объясните ребенку, что с ним все в порядке
Тихонь в обществе часто недооценивают. Убеждение, что все должны молниеносно соображать, быть общительными, харизматичными, рисковыми ребятами, предпочитающими действовать, а не размышлять, — это миф. Но он может заставить ребенка-интроверта сомневаться в себе.
В школе этот миф особенно силен, ведь популярными обычно становятся именно самые шумные и разговорчивые ребята, а учителя хвалят тех, кто чаще тянет руку на уроках.
Значит ли это, что с тихими, вдумчивыми, любящими уединение детьми что-то не так? Вовсе нет. У них есть свои сильные стороны, например способность глубоко сосредотачиваться и умение внимательно слушать. Многие великие художники, изобретатели, спортсмены и предприниматели относятся к людям интровертного склада.
К слову, интроверсия — это не то же самое, что застенчивость. С робостью и стеснительностью можно бороться, а темперамент дается нам от рождения — и его не изменить.
Основная разница между экстравертами и интровертами заключается в том, откуда они черпают энергию. Экстраверты счастливы, когда кругом бурлит жизнь. Интровертов, наоборот, утомляет и изматывает шумный внешний мир. Им необходим полный доступ к своим мыслям, чувствам и ощущениям.
Ваша задача — доступным языком объяснить ребенку-интроверту эту разницу, дать ему понять, что с ним все в порядке. Если он осознает свои сильные стороны и потребности, ему будет намного легче приспособиться к школе или детскому саду.
Научите ребенка экономить энергию
Шумная обстановка, подобная школьной, часто истощает интровертов. Ребенку придется принять как данность, что окружающая среда не всегда будет соответствовать его потребностям. Но она не должна мешать ему оставаться самим собой.
Научившись распознавать сигналы, которые посылает тело, например ощущение тревоги и давления, ребенок сможет управлять ситуацией.
Обсудите, где, как и когда он может «подзарядить батарейки», если устанет от толпы и шума. Даже в школе есть тихие уголки, где можно собраться с мыслями: библиотека, компьютерный класс или пустой кабинет доброжелательного учителя.
Можно даже ненадолго уединиться в туалете! Другой вариант — обзавестись наушниками и спокойно читать, отгородившись от шума.
Если ребенка утомляют большие компании сверстников, он может общаться с одним или двумя одноклассниками. Пусть найдет тех, кто понимает его, и ему станет намного легче. Не нужно заниматься чем-то только потому, что так делают остальные, или пытаться подружиться со всеми вокруг.
Поощряйте увлечения ребенка
Часто бывает так, что у интроверта есть одно или два серьезных увлечения (например, рисование, конструирование, программирование или сочинение рассказов), которые не разделяют его ровесники-экстраверты. Для ребенка это способ отдохнуть, «подзарядиться», справиться с тревогой и самовыразиться.
Страсть к какому-либо делу характеризует многих интровертов. Благодаря своим суперспособностям — вдумчивости, умению глубоко сосредоточиться на чем-то и длительное время удерживать концентрацию, — тихони впоследствии достигают огромных успехов.
Если у вашего ребенка есть такая отдушина — замечательно! Хвалите его за то, что он занимается своим хобби, поощряйте и помогайте найти единомышленников. Ему пойдет на пользу определенное участие в коллективной работе. Однако эта работа должна проходить в небольших группах (по два-три человека).
Только не переусердствуйте. Не нужно возить ребенка по многочисленным кружкам и секциям, если он этого не хочет, или заставлять общаться с людьми, которые ему неприятны.
Обеспечьте ребенку личное время и пространство
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка-интроверта было личное время и личное пространство. Не возражайте, если после школы он захочет уединиться в своей комнате. Ему нужно укрыться от шума и хаоса окружающего мира, побыть наедине со своими мыслями и чувствами и восстановиться после долгого дня среди людей.
Конечно, вам не терпится расспросить ребенка о том, как прошел день, но вы должны понимать: уединение для него очень важно. Маленькому интроверту необходим период восстановления, после которого он выйдет из комнаты в хорошем настроении, готовый общаться.
Обустройте место, где школьник мог бы без помех делать уроки. Возможно, даже в вашей комнате, если там тихо и спокойно. Самое главное, чтобы ребенка никто не отрывал от дела. Если он запирается у себя, скажите остальным членам семьи, чтобы они стучались, прежде чем войти к нему.
Если у ваших детей общая спальня, поставьте между кроватями перегородки (можно купить недорогую сетку, ширмы или занавески). Убедите братьев и сестер интроверта, чтобы они по вечерам на некоторое время оставляли его в спальне одного, давая ему возможность отдохнуть.
Обсудите стратегии, которые помогут лучше справляться с учебой
В школе интроверты постоянно оказываются в некомфортных для себя ситуациях, поэтому не могут полностью проявить свои способности. Отнеситесь к этому с пониманием и начните уделять больше времени самостоятельной работе дома.
Выступить с докладом, быстро ответить на вопрос учителя, принять участие в дискуссии, выйти к доске — все это настоящие испытания для ребенка-интроверта. Но к некоторым из них можно подготовиться.
Например, если тема обсуждения известна заранее, ребенку надо спланировать, что конкретно он будет говорить. Пусть хорошо продумает ответ, составит собственное мнение и выскажется первым, не дожидаясь, когда дискуссия примет неожиданный оборот.
Готовясь к презентации или устному ответу у доски, нужно как следует отрепетировать выступление. Необходимо несколько раз повторить речь, желательно перед аудиторией. В качестве слушателей могут выступить члены семьи, в крайнем случае — куклы и игрушки.
К сожалению, не ко всем ситуациям можно подготовиться. Интроверт может буквально застыть, если учитель неожиданно задаст вопрос или вызовет к доске. Один из способов достойно выйти из положения — попросить разрешения ответить позже.
Дело в том, что интроверты предпочитают сначала подумать, а потом уже что-то говорить. Часто они уделяют так много внимания содержанию и ясности своих ответов, что предпочитают помалкивать, а не брякать что ни попадя.
Пусть ваш ребенок попробует отмечать, когда другие несут бессмыслицу или неправильно отвечают, но никто не обращает на это внимания. Все люди ошибаются! Поняв это, он будет спокойнее относиться к своим промахам.
Поговорите с воспитателями/учителями
Воспитатели и учителя начальных школ в подавляющем большинстве своем — экстраверты. Они не понимают детей-интровертов. Бывает, что преподаватели вечно торопят ребенка и он не успевает справиться с заданием. Бывает, что ребенка несправедливо наказывают за привычки, являющиеся следствием его характера, а не злого умысла.
Некоторые учителя могут ошибочно трактовать поведение ученика-интроверта как проявление непослушания, глупости, апатии или нежелания общаться. На самом же деле ребенок просто пытается переработать полученную извне информацию.
Вам следует поговорить с учителями/воспитателями вашего ребенка о его характере и естественных наклонностях. Если педагог поймет вас, то, скорее всего, сможет найти подход к маленькому интроверту, раскрыть его дарования и таланты.
Если какие-то методы преподавания, например быстрый переход от одной темы к другой, вызывают затруднения у ребенка, обсудите эту проблему с учителем.
Обязательно поговорите с учителями музыки, физкультуры и другими наставниками. Например, многие спортивные тренеры — это экстраверты, считающие, что у детей такой же уровень энергии и мотивации, как у них самих.
Ребенок постарше может и сам поговорить с учителями. Например, если преподаватель перед ответом не дает времени подумать, можно попробовать обсудить с ним (или с ней) этот вопрос после урока.
Если ученик объяснит, что ему интересно на занятиях, просто он испытывает дискомфорт, выступая перед всем классом, педагог может пойти навстречу.
Попробуйте увлечь ребенка спортом
Интроверты порой настолько погружены в свои мысли, что абстрагироваться от них и переключиться на телесные ощущения бывает очень полезно.
Хорошенько пропотев на тренировке, ребенок избавится от тревог и фрустраций, связанных с общением, а его психологическое состояние улучшится. Ведь физическая активность способствует высвобождению эндорфинов.
Эндорфины — это вещества, которые мозг вырабатывает в ответ на определенные виды стимуляции. Они действуют как обезболивающее и вызывают чувство радости.
К тому же спорт — это не только командные игры. Есть бег, плавание, гольф, фигурное катание, теннис… Они помогут интровертам освободиться от излишков негативной энергии и ощутить эйфорию от нагрузок.
Необязательно участвовать в соревнованиях! Главное — выбрать спорт по душе и получать удовольствие от тренировок.
Расскажите ребенку о языке тела
Улыбка не только располагает к нам окружающих — улыбаясь, мы сами чувствуем себя счастливее и увереннее. Это биологический феномен: когда мы улыбаемся, мозг получает сигнал, что все хорошо.
Этот принцип касается не только улыбки. Пусть ваш ребенок понаблюдает, как реагирует его тело на те или иные эмоции. Какую позу он инстинктивно принимает, когда расслаблен и чувствует себя уверенно и когда напряжен?
Например, нервничая, мы часто скрещиваем руки на груди: такая поза сообщает окружающим, что мы хотим отгородиться от них. Ребенку-интроверту нужно поучиться стоять и сидеть в позах, не сигнализирующих о его закрытости, и он почувствует себя соответственно.
Объясните, что иногда необходимо выходить из зоны комфорта
Учите ребенка постепенно расширять границы и преодолевать себя. Это может быть самый маленький шажок — поднять руку в классе, сесть рядом с незнакомым человеком на собрании, сходить на день рождения одноклассника (при желании можно уйти немного раньше других детей).
Ни один интроверт не может стать экстравертом. Но почти каждому по силам научиться поддерживать светские беседы, выступать на публике, контактировать с незнакомыми людьми, вести себя спокойно и естественно в компании сверстников.
Интроверсия не должна быть препятствием на пути к важным целям, новым открытиям и интересным знакомствам!
Каким бы замкнутым ни был ваш ребенок, он должен приобрести необходимые навыки общения и научиться спокойнее воспринимать новые ситуации. Помогите ему в этом, но не пытайтесь «исправить» его.
Ваша задача — помочь ребенку-интроверту развиваться, научить его не бояться иногда выходить из зоны комфорта. Но вместе с тем он должен уважать и принимать себя и не забывать о своих истинных потребностях.
По материалам книг «Тайная сила», «Интроверты», «Мой ребенок — интроверт»
Обложка поста отсюда