Чевостик и дядя Кузя — великие путешественники — в новой книге «Путешествие в Китай» отправляются в Поднебесную. Герои познакомятся с великими изобретениями Китая, которыми мы пользуемся и сегодня.
Они побывают на чайной плантации и узнают, почему же этот напиток так ценят в Китае, узнают, в чем секрет китайского фарфора и как китайцы научились выращивать рис.
Черный, красный, белый, зеленый… и даже чай с луком!
— Чевостик, это чайная плантация. Китай (вернее, его южные области) считают родиной этого растения! Две тысячи лет назад в одних регионах Поднебесной этот напиток считали лекарством, а в других использовали как тонизирующий напиток. Далеко не сразу чай стали пить так, как сейчас.
— А что же его — ели, что ли?
— В некоторых провинциях Китая листья чая варили и действительно ели, как кашу или шпинат. А в других чайные листья прессовали в лепёшки (с некоторыми сортами чая, например пуэром, так делают и сегодня), от которых затем отламывали кусочки, толкли в порошок и заваривали, а нередко и подолгу варили со всякими добавками: с жужубами — это такие китайские финики, апельсинами, душистыми травами, солью, перцем и даже с луком!
— Ой! Представляю себе чай с луком!
— Сейчас многое изменилось. Чайные листья сушат, иногда скручивая или подвяливая на огне или на солнце, подвергают воздействию специальных бактерий: от тонкостей обработки зависит получающийся сорт и цвет чая. А он бывает зелёный, красный (такой у нас называют чёрным), чёрный, жёлтый, белый и не только! Но превыше всего ценится вкус самого чая.
Чайная церемония в Китае — это целый ритуал! Здесь устраивают долгие чаепития, наслаждаются его вкусом. Кстати, название этого напитка произошло от китайского слова, которое в разных районах Поднебесной произносят по-разному. На севере и юге — «ца» или «ча», от сюда русское «чай». А на юго-востоке — «да», «дэ» или «тэ», и так (или очень похоже) звучит название этого напитка в Западной Европе. Хотя и на севере, и на юге — вообще во всём Китае — записывается это слово одним и тем же иероглифом.
Рис, растущий в грязи
— Дядя Кузя, смотри какой странный склон! Он похож на лоскутное одеяло. Гора как будто вся в огромных ступеньках. И каждая ступенька — это большая, грязная цветная лужа, из которой травка растёт. И в этих лужах люди чем-то заняты… Что же у них там происходит?
— Это крестьяне работают на рисовых полях.
— А травка — это рис?
— Именно. Главная еда китайцев и многих других народов! Именно предки древних китайцев, жившие в долине реки Янцзы, первыми научились его выращивать — это было более восьми тысяч лет тому назад!
— Ничего себе! А почему он в воде?
— Рис очень любит воду и в ней растёт. Поэтому поля сначала вспахивают, а затем с помощью каналов, труб и насосов заливают водой из рек и озёр. Только потом прямо в жидкую грязь сажают заранее выращенные ростки риса.
— Сажают в грязь?
— Да. Росток сам укореняется в мокрой земле. Когда рис созреет, воду сливают, а каждый кустик вручную срезают, обрабатывают и бережно высушивают…
— Ох, как у них всё непросто! А я ел рисовую кашу и обо всём этом даже не догадывался.
Секрет китайского фарфора
— Чевостик, помнишь, я говорил, что процесс производства фарфора сложный и долгий? Те самые серые камни, которые ты видел в телеге, — каолин — сначала измельчают в пыль и смешивают в большом чане с водой и полевым шпатом, его ещё называют фарфоровым камнем. Туда же добавляют перемолотый кварц. Получившуюся смесь пропускают через мелкое сито, а затем через шёлковый мешок, чтобы очистить массу и сделать её однородной. Потом её отстаивают, сливают воду. Оставшуюся массу прессуют кирпичами, бросают на каменные плиты, переворачивают лопатками, пока она немного не подсохнет и не станет мягкой, как пластилин.
— Хм… Немножко похоже на то, как тесто для пирогов делают…
— Прежде чем использовать, массу оставляли вылёживаться на несколько недель, а иногда и на десятки лет. Считалось, что так она приобретала большую пластичность. А по истечении этого срока ещё и отбивали, чтобы избавиться от пузырьков воздуха. Без этого лепить из неё было нельзя: она просто рассыпалась бы в руках мастера или, что ещё хуже, развалилась бы на куски при обжиге.
Затем китайские гончары ставили изделия в огромные печи и обжигали их. Сначала при температуре до 800 градусов, при которой полевой шпат расплавлялся и крепко-накрепко связывал частицы кварца и каолина. Так при обжиге получался твёрдый фарфор, без пор. В сочетании этих компонентов и заключался секрет китайских мастеров, который многие столетия не могли разгадать европейцы. Затем готовые изделия покрывали глазурью и снова обжигали в печи при гораздо более высокой температуре: от 1200 до 1400 градусов.
По материалам книги «Путешествие в Китай».
Обложка поста — иллюстрация из книги.