Что делать, если ребенок настолько привязан к маме, что каждое временное расставание переходит в детскую истерику? Почему малыш ни в какую не хочет оставаться с бабушкой или идти в детский сад? Своим опытом поделилась писатель, сценарист и удивительная мама Наталья Ремиш.
Тревожность от сепарации (разрыва с мамой) свойственна почти всем детям, но при правильном подходе к процессу на состояние ребенка можно повлиять. Большинство родителей совершают роковую ошибку.
В момент, когда они уходят от ребенка, они стараются делать это незаметно. Это практикуют не только в саду, а повсеместно. Привезли ребенка в бабушке, он увидел новую игрушку и отвлекся, мама хватает руки в ноги и тихонько отползает, лишь бы сын не заметил. «Поплакал 5 минут и успокоился», — говорит бабушка. Однако на системном уровне у ребенка формируется постоянная зудящая тревога, что мама может исчезнуть.
Некоторые дети, переживающие такие «прощания», нервничают, даже когда мама уходит в другую комнату. В итоге расставание с мамой становится вечной проблемой, как для ребенка, так и для мамы. Когда дело доходит до сада, где все чужие и обстановка новая, ребенок панически боится остаться один. Нет никаких гарантий, что неожиданно пропадающая мама вернется в этот раз. Неизвестно, что от неё ожидать.
Значительно правильнее будет сделать следующее:
1. При возможности озвучивайте планы ребенку заранее. Если вы знаете, что завтра вы едете к бабушке, и вы его там оставите, не говорите ему за 10 минут до выхода и не убегайте огородами. Скажите заранее, за день или два, чтобы ребенок мог настроиться. Это же касается сада, — дорогой, завтра сад, надо приготовить с вечера одежду.
2. Примите на себя удар. Да, вся его горечь выльется на вас, зато он будет привыкать к мысли, что расставание возможно и нормально, а мама всегда возвращается. Это ваш ребенок, вам и быть его подушкой безопасности в сложные моменты.
3. Придумайте ритуалы, которые вы совершаете перед расставанием. Мы с дочкой терлись носами, а потом 4 раза целовались в разные щеки. Ребенка это невероятно веселит, и снижает градус драматизма всего момента. Пусть эти ритуалы будут связаны только с садом, тогда их будут ждать.
4. Мы часто обещаем ребенку, что после будут подарки, встречи, кино и тд. У детей нет понимания этого отложенного эффекта, ему надо здесь и сейчас. Поэтому ищите хорошее в саду. Если не знаете сами, спрашивайте воспитателя, что вашему ребенку нравится, с кем он играет и в какие моменты он весел. И тогда в разговоре о саде проговаривайте именно эти ситуации, — ребенку будет проще настроиться. Это значительно эффективнее, чем посыл: «Ты тут помучайся 6 часов, а потом я приду и тебя спасу». А ведь именно это мы доносим, когда говорим о «плюшках» после сада.
5. В целом растите в ребенке самостоятельность. Отпускайте его на детской площадке, не будьте «мамой-вертолетом». Дайте ему возможность почувствовать, что он может САМ. В частности, сам может решить конфликт с друзьями. Так он приобретает навык, который понадобится, когда мамы не будет рядом. С таким навыком в сад иди не так страшно.
6. Обращайте внимание на то, почему ребенку плохо. Нет ли в саду буллинга, не жёсткая ли воспитательница. В ситуации, когда по отношению к ребенку присутствует психологическое или физическое насилие, ребенка нужно сразу забирать, если это сам воспитатель, или же говорить с воспитателем, если насилие идет от детей.
7. Уточните, может ли он сам вытереть попу или завязать шнурки, если его возрастная группа уже требует этого. В Голландии дети идут в школу в 4 года, и письма о поступлении начинаются со слов: «Вы уже научили ребенка пользоваться туалетной бумагой? Ему скоро в школу». Важно, чтобы ребенок был приспособлен.
P.s. В этом году в МИФе выйдет книга Натальи Ремиш —«Просто о сложном». Это истории о семье, дружбе, доброте, искренности, сочувствии, умении брать ответственность за свои поступки и, конечно же, любви. Если хотите быть в числе первых покупателей, оставьте свой электронный адрес на страничке книги, и мы пришлем вам уведомление о том, когда она поступит в продажу.