Поступление в школу — настоящее испытание для всей семьи. И особенно для малыша. Последний месяц перед первым классом — непростое время, когда стоит подготовить малыша. Важно не только повторить уже изученный материал, но и подготовить ребенка психологически.
Как же найти баланс в занятиях: так, чтобы не переутомить ребенка и в то же время помочь ему чувствовать себя увереннее на своих первых уроках? Чему дошкольника нужно учить обязательно и чего делать совсем не надо?
1. Общий кругозор
Ребенок должен знать, как его зовут, где он живет. Обладать информацией об окружающем мире: о растениях, животных, профессиях, видах спорта, закономерностях природных явлений, быте людей. Одним словом, он должен ориентироваться в реальности.
Первоклассник должен иметь достаточно широкий кругозор. Источник
2. Мышление
У малыша должны быть развиты разные виды мышления. Что это значит? Он должен уметь выполнять задания на:
— Определение четвертого лишнего.
— Классификацию и обобщение.
— Сходство/различие.
— Сложение фигур из частей.
— Сложение из счетных палочек.
— Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
— Уметь решать логические задачи.
Как тренировать эти навыки. Разные виды мышления можно развить с помощью регулярных занятий по методике Kumon. Отлично подойдет серия тетрадей «Развитие мышления».
При помощи игровых заданий ребенок научится решать самые разные задачки. Например, будет искать общие признаки, знакомиться с понятием части и целого, решать, что тяжелее-легче, быстрее-медленнее, рассуждать: правда или вымысел, дополнять последовательности и т д.
Задание из тетради «Развитие мышления. Логика».
3. Пространственное мышление
Очень важный вид мышления, который стоит выделить отдельно. Неспособность ориентироваться в пространстве — это беда многих первоклассников. Налево, направо, вверх, вниз и т.п. Ребенок должен понимать, о чем речь. На это даже направлен диагностический тест при приеме в школу: педагог ставит точку на листе и говорит: проведи линейку на пять клеточек влево, две клеточки вверх, три вниз.
Как тренировать. Играйте с детьми в разнообразные пространственные игры — «найди предмет по инструкции» (по указаниям — «левее, направо, выше…»). Давайте им поручения, связанные с освоением пространства (принеси предмет, он лежит вот там — «на второй полке», «за», «перед», «около» и т.д.).
Быстро развить этот навык поможет тетрадь «Kumon. Развитие мышления. Пространственное мышление», а также все тетради и книги с лабиринтами.
Задание из тетради «Kumon. Развитие мышления. Пространственное мышление».
4. Память
К первому классу ребенок должен:
— повторять 10 слов или цифр;
— запоминать картинки, фигуры, символы (до 10 шт.);
— пересказывать тексты.
Как тренировать. Еще одна «беда» — память будущего первоклассника. Что делать? Учить стихотворения, читать стихотворения и сказки. Вот подборка книг со стихотворными текстами.
Заучивание художественных текстов развивает память, а их чтение — образую речь.
Разворот книги «Это же собака!»
5. Развитие речи и умение выражать мысли
Многие дети сегодня не умеют ни описывать, ни рассуждать. Если начинает «проваливаться» связная речь, тут же осложняется и обучение в школе. Малышу будет сложно в первом классе, если у него будут недостаточно развиты устные речевые навыки. Это не только артикуляция и произношение. Ребенок должен уметь:
— отвечать на вопросы и задавать их;
— строить рассказы по картинкам;
— сочинять сказки;
— составлять предложения;
Как тренировать. Предлагайте ребенку слова и картинки, чтобы по ним он составлял свои истории. Например, такие наборы с карточками, как «Однажды в сказке» и «Однажды в темном лесу» (по ним можно придумывать сказки и истории). Или игры по сторителлингу — «Тысяча и одна история». Они помогут стимулировать устную речь.
Веселая игра с карточками поможет развить речь.
6. Моторика
Конечно, рука малыша должна быть подготовлена к письму, и тут не обойтись без развитой мелкой моторики руки. Поэтому перед поступлением в школу малыша стоит научить:
— правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
— чертить прямую линию;
— писать печатную букву по образцу;
— вырезать из бумаги;
— аккуратно клеить;
— рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки;
— лепить как отдельные образы, так и целые композиции;
— изготавливать аппликации.
Как тренировать. Все игры на развитие моторики (рисование пальцами, лепка, занятия с мелкими предметами, сенсорные коробки), лабиринты, аппликации, пазлы. Все это тренирует руки, а значит помогает развитию моторики.
Книги для подготовки к школе вам помогут.
Задания из тетради «Учимся раскрашивать».
7. Математические знания
Конечно, первоклассник должен обладать начальными математическими навыками:
— знать цифры (от 0 до 9);
— называть числа в прямом и обратном порядке;
— решать элементарные задачи на сложение и вычитание;
— соотносить цифру и число предметов;
— ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).
Как тренировать. Эти навыки можно освоить, выполняя разнородные игровые задания, например, учиться писать цифры, соединять числа по точкам, искать путь от одной цифры до другой.
Математические тетради помогут освоить все нужные навыки.
Задания из тетради «Учимся определять время».
И главный совет напоследок: Не требуйте от своего ребенка, который идет в первый класс, слишком многого. И настраивайтесь на то, что у него все получится. Только, может быть, не сразу.