Главное в публичных выступлениях — практика. Чем больше ребенок будет выступать, тем лучше это у него будет получаться. Делать это можно дома, перед родственниками, друзьями, даже перед зеркалом! Наша новинка «Встань и скажи» поможет на этом пути. Книгу корректнее называть тренажером, потому что внутри — максимально много практики. Ее удобно брать с собой и тренироваться при первой возможности. Автор — Нина Зверева, дважды лауреат премии ТЭФИ, один из самых востребованных бизнес-тренеров России. Она включила в книгу 10 уроков. В каждом — советы, много упражнений, примеров и разбор типичных ошибок. Вот некоторые из советов, адаптированные под запросы школьников.
Рассказывайте истории
Встань и скажи
Однажды я вела тренинг с одной очень сложной аудиторией… Уже интересно, да? Это эффект волшебного слова «однажды». Точно так же работают слова «расскажу одну историю», «вчера со мной такое приключилось», «один раз…» Мы любим слушать истории. Любим смотреть истории. Любим обсуждать истории. Простой и действенный способ завоевать внимание аудитории — рассказать историю.
Задание: откройте учебник с параграфом, который нужно пересказать. Помогите школьнику найти самую интересную историю. Это может быть биография ученого, рассказ, связанный с открытием закона и так далее. Если истории нет, посмотрите дополнительный материал. Предложите ребенку начать пересказ параграфа с яркой истории.
Работайте над дикцией
Правильная дикция нужна оратору так же, как грамотная речь. Вы можете удачно шутить и говорить о важнейших для аудитории вещах — но если при этом вы произносите слова вроде «зво’ нит» и «ложит», к вам никто не будет относиться серьезно. Также и с дикцией: слушатели могут первые пару минут пытаться разобрать невнятную речь оратора, но потом переключатся на свои мысли или гаджеты.
От топота копыт пыль по полю летит. Но не в этот раз. Источник
Дикция, дыхание, звучание голоса — это очень важно! Чем ниже голос, тем приятнее его слушать (это касается и женщин, и мужчин). Говорить надо только на выдохе (во время пауз набирать воздух через нос).
Задание: запишите на видео чистоговорку или скороговорку — любую, какая понравится подростку! Или выберите этот вариант: сказать десять раз подряд без пауз «король-орел» или пять раз подряд без пауз «цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла».
Продумайте структуру
Самая простая структура известна со времен Цицерона — это триада. Человек легко запоминает три вещи, но наверняка запутается, если его попросят запомнить четыре. Почему так происходит — вопрос нейропсихологам, мы же пока, скажем так, пользуемся эмпирическими знаниями без теоретического обоснования.
Если человек начинает свою речь со слов «есть три вещи, которые сильно отличают меня от моих ровесников», нам уже интересно (интрига!). Ну и далее мы невольно ведем счет: первое, второе и последнее — третье отличие!
Когда публика чувствует, что речь спикера организована и уложена в четкие рамки структуры, она слушает с удовольствием, предвкушая финал.
Задание: при подготовке доклада помогите ребенку продумать структуру. Ему будет легче запомнить материал, а слушателям — воспринять.
Дайте ребенку возможность выступать
Советы выше — практического плана. Они помогут подготовиться к выступлению. Но невозможно «поднатаскать» человека за два-три дня. Хороший оратор произносит отличную речь не раз в год, а каждый день. Складно говорить — это навык, который можно развить у любого.
Мы уже говорили, что главное в умении выступать — практика. Дайте ребенку возможность отточить ораторские навыки дома. За семейным ужином и во время визитов гостей задавайте вопросы подростку и просите что-нибудь рассказать. Не критикуйте, если что-то пойдет не так. Поддерживайте ребенка, и он будет становиться увереннее и раскрепощеннее.
Еще один эффективный вариант тренировки — настольные игры, построенные на технике «сторителлинг». В основе таких игр — придумывание историй. Это развивает фантазию, воображение и ораторские навыки. Пример — игра «Тысяча и одна история». Играть можно по-разному. Самый простой вариант — раздать игрокам жетоны и придумать рассказ о персонаже, изображенном на игровом поле под соответствующем номером. Такой вариант подойдет для детей от 5 лет. Просто и понятно.
Игра становится сложнее (и интереснее!) с карточками. Нужно раздать игрокам по две карточке, и каждый должен придумать историю, связав между собой полученные изображения. Чем больше карточек — тем сложнее выполнить задание! Если ребенок справляется, можно попробовать рассказывать истории с помощью игрового поля: попробуйте связать между собой, например, дельфина и скорую помощь! Еще больше вариантов — в брошюре, которую вы найдете в коробке.
Публичные выступления — жесткая проверка самооценки, поэтому не стоит без основательной подготовки выгонять подростка на сцену. Чем больше тренировок, тем будет лучше результат!
Книги «Встань и скажи» еще нет в продаже, но мы вам можем сообщить, когда она появится.
Обложка поста: unsplash.com