Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
Используй философию! Энциклопедия, которая научит подростка думать
28 декабря 2018 6 158 просмотров

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Что такое жизнь и в чем ее смысл? Существует ли объективная истина? Что правильно, а что нет? Что делает общество цивилизованным? Подростковая энциклопедия «Используй философию» расскажет ребенку, как великие мыслители отвечали на эти вечные вопросы. Книга познакомит с важными философскими концепциями и даст пищу для самостоятельных размышлений. Делимся интересными отрывками из нее.

Не является ли наш мир иллюзией?

Мы склоняемся к мысли, что наши чувства дают нам относительно четкое представление о мире вокруг: «Поверю, когда увижу». Но мы также знаем, что их можно обмануть, например оптическими иллюзиями. Делает ли это их ненадежным источником знаний? Если их можно ввести в заблуждение, стоит ли вообще им верить?


Используй философию!

Платон был одним из первых, кто заговорил о недостоверности наших чувств в качестве источника знаний.

Идею о том, что наши чувства могут нас обманывать, позднее подхватил французский философ и математик Рене Декарт. Он обнаружил, что иногда наши чувства дают нам ложное представление (например, прямая палка в стакане воды видится нам согнутой).

И раз мы знаем, что на них нельзя положиться, было бы неправильно довериться им полностью: все, что мы воспринимаем с помощью наших чувств, может оказаться ложным.

Возможно даже, что мы спим и мир, который мы познаем, — это всего лишь сон или же что бог или некая озорная сила заставляют нас поверить в вещи, которые нереальны. В таком случае мы никогда ничего не узнаем точно.

Есть ли хоть что-то, в чем можно не сомневаться? Чтобы найти ответ на этот вопрос, Декарт разработал любопытный мысленный эксперимент — ситуацию, в которой демон обладает силой обманывать его и заставить поверить во что-то, даже если это неправда.

Тогда Декарт осознал, что для того, чтобы быть обманутым, он должен существовать — и существовать как нечто мыслящее. Поэтому, хоть его чувствам нельзя доверять, он может быть уверен, что существует как нечто способное думать и рассуждать.

Факт собственного существования — вот то, в чем Декарт не мог сомневаться.

В 1980-х годах Хилари Патнэм представил современную версию этого эксперимента, которая подняла похожие вопросы. Философа интересовало, как много мы можем узнать о том, что существует на самом деле.

«Давайте предположим, — сказал он, — что я не существую так, как мне кажется; вместо этого я часть эксперимента ученого, который вынул мой мозг и поместил его в колбу, чтобы поддерживать в нем жизнь. Мой мозг подключен к компьютеру, который его стимулирует, заставляя меня думать, что я воспринимаю весь мир, но в действительности это просто набор электрических сигналов. Каждое переживание будет таким же, как и с настоящим телом в реальном мире, — и у меня не будет возможности узнать, что на самом деле все не так».

Используй философию! Энциклопедия, которая научит подростка думать

В мысленном эксперименте Патнэма существует внешний мир (ученый, компьютер и мозг в колбе), но о нем ничего не известно — человеческому мозгу даны только иллюзии мира.

Многие философы нашли ситуации, описанные в этих экспериментах, убедительными. Злой демон и мозги в колбе — сильные образы. Но тогда как мы можем знать, что воспринимаемый нами мир существует? Пока мы не получим окончательного ответа, мыслители будут продолжать обсуждать этот вопрос.

Многие философы нашли ситуации, описанные в этих экспериментах, убедительными.

В чем смысл моего существования?

Одним из наиболее известных философов, изучавших, что значит существовать как человек, был датский философ XIX века Сёрен Кьеркегор. Он верил, что мы обладаем свободой принимать моральные решения о том, как вести свою жизнь, и именно это может придать ей смысл.

Однако подобная свобода выбора необязательно принесет нам счастье. Наоборот, когда мы осознаем, что абсолютно свободны и можем делать что угодно, у нас голова идет кругом и мы чувствуем страх и тревогу.

Это «головокружение свободы», как называл его Кьеркегор, происходит от осознания нашего существования и личной ответственности. Нам нужно решить, приведет ли оно к отчаянию и решению ничего не делать или к «настоящей» жизни с поступками, придающими ей смысл.

Это «головокружение свободы», как называл его Кьеркегор, происходит от осознания нашего существования и личной ответственности

Другие философы переняли идею о том, что мы свободны влиять на нашу жизнь. Фридрих Ницше, например, утверждал, что реализация потенциала зависит от каждого человека, а не от традиций и религии.

Во второй половине XX века появилось философское направление, для которого был введен термин «экзистенциализм». Его последователи изучали человеческое существование, в частности поиски смысла или цели жизни в мире, все чаще отвергающем Бога и религию.

Наиболее выдающимся среди этих философов был Жан-Поль Сартр, который сказал, что мы не выбираем существование — мы рождаемся в мире, в котором вынуждены жить, — но как только мы осознаем свое существование, нам необходимо создать собственную цель в жизни, чтобы придать ей смысл.

Альбер Камю, который, как и Сартр, был не только философом, но и писателем, был настроен более пессимистично. Он считал, что в нашей жизни невозможно найти цель и, чтобы справиться с тревогой, приходящей с самоосознанием, мы можем либо принять тщетность и абсурдность существования, либо решить вообще не существовать.

Может ли наука объяснить, как работает сознание?

Так же как естественные науки эволюционировали из философских размышлений о мире вокруг, психология и нейробиология развивались, чтобы помочь нам ответить на философские вопросы о разуме и мозге. Но, возможно, механизм работы мозга нельзя полностью объяснить с научной точки зрения.

Корни психологии уходят в вопросы, поставленные философией сознания, но она искала объяснение работы мозга совсем с другой точки зрения. Вместо того, что психологи считали спекуляцией, они предложили ряд теорий, основанных на научных наблюдениях.

Например, психологи-бихевиористы исследовали, как мы приобретаем знания, наблюдая за поведением животных и людей в процессе обучения и проводя эксперименты, разработанные для тестирования теорий.

Позже когнитивные психологи разработали экспериментальные методы, позволяющие изучать, как мозг сохраняет информацию в памяти и как мы воспринимаем вещи, обрабатывая информацию, идущую от органов чувств.

Психология также исследовала другие аспекты работы нашего разума, такие как интеллект, личность и эмоции, чтобы предоставить научное объяснение нашим мыслям и поведению.

Психология также исследовала другие аспекты работы нашего разума, такие как интеллект, личность и эмоции, чтобы предоставить научное объяснение нашим мыслям и поведению.

В то же самое время нейробиология обратилась к физическим процессам мозга и нервной системы. Нейробиологи узнали, как информация, поступающая от органов чувств, передается в мозг и обратно в виде электрохимических сигналов посредством нервной системы и как мозг обрабатывает эту информацию.

Используя современные методы построения изображений, ученые даже смогли увидеть электрическую активность в мозге, когда люди обрабатывали данные от органов чувств и во время таких умственных процессов, как размышления, принятие решений, воспоминания или использование языка.

Нейробиология познакомила нас с «комплектующими» разума (физическими механизмами мозга и нервной системы), а психология дала сведения о «программном обеспечении» (о том, как разум обрабатывает информацию). Эти дисциплины начинают отвечать на вопросы о том, как мы воспринимаем мир, приобретаем знания о нем и сохраняем их.

Но смогут ли эти науки когда-нибудь сказать нам определенно, что такое сознание, или объяснить наш субъективный опыт? Почему мы переживаем определенный сознательный опыт, когда тот или иной процесс происходит в нашем мозге? И почему такие процессы вообще сопровождаются сознательным опытом?

Наука способна поведать нам очень многое о работе разума, но, похоже, существуют вопросы о нашем сознании и о том, что в нем происходит, которые по-прежнему выходят за ее рамки.

Наука способна поведать нам очень многое о работе разума, но, похоже, существуют вопросы о нашем сознании и о том, что в нем происходит, которые по-прежнему выходят за ее рамки.

Что еще?

Энциклопедия «Используй философию» научит подростка рассуждать и поможет развить критическое мышление; расскажет о выдающихся мыслителях и о том, как они пытались ответить на вечные вопросы; объяснит, как философия связана с психологией, логикой, физикой, математикой, политологией и другими науками.

С помощью интересных очерков и инфографики автор раскрывает важные темы, над которыми люди размышляют уже тысячи лет.

  • Возможно ли познать истину?
  • Что такое добро и зло?
  • Оправдывает ли цель средства?
  • Что делает тебя тобой?
  • Существует ли сознание отдельно от тела?
  • Из чего состоит Вселенная?
  • Можно ли добиться свободы и справедливости?
  • Совместимы ли разум и вера?

Книга не дает однозначных ответов, но объясняет основные идеи и теории, побуждая читателя к самостоятельным размышлениям. Эта энциклопедия станет отличным подарком для ребенка, который задается сложными вопросами о смысле жизни и своем месте в мире.

Иллюстрации из книги

Обложка поста отсюда

Похожие статьи