Один из наших девизов в издательстве — «МИФ издает книги, книги читает человек, человек меняет мир». И мы всегда радуемся, когда эта схема работает. В честь предстоящего Нового года мы выслали тетради Kumon в коррекционную школу № 1 Нижнего Новгорода. Там обучением детей занимаются прекрасные люди, меняющие мир: они провели для учеников начальных классов новогодний мастер-класс «Подарок другу». Педагог Анна Калашникова рассказала нам, как это было.
Каждый ребенок — особенный, с этим нельзя поспорить. Но есть и отдельная категория детей с особенностями — дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, которые не могут развиваться, обучаться с остальными. Я работаю как раз с такими детьми, мои ученики — дети с задержкой психического развития. При своей интеллектуальной сохранности они не могут выдержать нормальный темп продуктивной работы. Они постоянно отвлекаются, у них не сформировано произвольное внимание, есть и многие другие особенности, которые необходимо учитывать при работе с ними.
При подготовке занятий с такими детьми учителю приходится тщательно готовиться к каждому занятию, продумывать буквально каждую минуту урока, чтобы грамотно распределить разные виды деятельности, придумывать разные интересные задания, способные увлечь детей, чтобы не упустить их внимание. Потому что если это произойдет, вернуть ребенка в работу очень сложно.
Накануне Нового года мы с детьми решили провести мастер-класс по рабочим тетрадям Kumon. Мне очень нравятся эти тетради просто всем, начиная от разнообразия заданий и заканчивая качеством печати. Для мастер-класса мы выбрали тетради с разными поделками — «Мои первые поделки» и «Волшебные поделки». Самое главное — это многообразие вариантов: каждый ребенок может выбрать поделку на тему, которая ему близка.
Отдельно хочу отметить, что изготовление поделок хорошо влияют на развитие детей: развивают моторику, учат усидчивости, помогает изучать окружающий мир. Кроме того, этот процесс способствует развитию интеллекта, мышления ребенка, дисциплинирует его. Учитель же, наблюдая за процессом, может своевременно дать ребенку правильное направление, помочь грамотно распланировать этапы работ.
Неудивительно, что процесс изготовления поделок наших детей очень увлек. В классе царила практически полная тишина на протяжении 20 минут — именно столько времени заняло изготовление одной поделки. Дети были очень увлечены процессом, каждый ребенок активно включился в работу, стараясь получить желаемый результат.
Целых 20 минут тишины на уроке детей с ЗПР — это действительно очень хороший показатель. Обычно для того, чтобы удержать их внимание, приходится использовать все свое педагогическое мастерство. После этого занятия ребята изъявили желание продолжать работу и сделать еще поделки, хотя мои дети очень редко готовы к плодотворной работе, и если это происходит, значит, процесс их действительно увлек по-настоящему.
Хочется сказать спасибо авторам Kumon и издательству МИФ за то, что их продукция полностью соответствует всем стандартам работы с детьми. Яркие и красочные тетради с белыми плотными листами делают невероятно приятным весь процесс работы как с обычными детьми, так и с детьми с особенностями.
Фотографии предоставлены педагогами коррекционной школы № 1 Нижнего Новгорода.