Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
Используй психологию! Увлекательная энциклопедия для подростков
19 декабря 2018 4 511 просмотров

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Понимание основ психологии — путь к личной осознанности, внутренней гармонии и построению здоровых отношений с окружающими. Познакомиться с этой наукой должен каждый. И лучше раньше, чем позже.

У нас вышла необычная подростковая энциклопедия «Используй психологию!», из которой юный читатель узнает об основных психологических концепциях, самых интересных экспериментах, идеях и исследованиях выдающихся ученых.

Эта книга поможет найти ответы на важные вопросы о мире, понять себя и других людей. Делимся интересными отрывками из нее.


Используй психологию!

Обманываться рад?

Если человек в чем-то твердо убежден, заставить его изменить свое мнение очень трудно. Даже если привести доказательства, что он ошибается, он будет настаивать на своей правоте. Иногда мы все так поступаем. Даже когда ошибка очевидна, мы заверяем себя, что наши убеждения имеют веские причины.

Наши убеждения крайне важны для нас. В их основе наши знания и то, что мы считаем правдой. Поэтому, когда кто-то сомневается в том, в чем мы твердо убеждены, мы испытываем сильный дискомфорт.

Американский психолог Леон Фестингер назвал это чувство когнитивным диссонансом. Чтобы избавиться от него, человек с удвоенной энергией начинает отстаивать свою правоту и оспаривать любые доказательства, которые противоречат его точке зрения.

Фестингер писал, что изменить мнение человека с сильными убеждениями очень трудно: «Скажите ему, что не согласны, и он отвернется от вас. Предъявите ему факты или цифры, и он не поверит вашим источникам. Апеллируйте к логике, и он не поймет ваших аргументов».

Чтобы проверить свою теорию, Фестингер и его коллеги встретились с членами секты, которые утверждали, что инопланетяне сообщили им о скором конце света. Во время интервью сектанты твердо верили, что конец света наступит 21 декабря того года.

Когда стало ясно, что апокалипсис не состоялся, психологи опросили сектантов еще раз. Те не отказались от своих убеждений и заявили, что мир был спасен именно благодаря их крепкой вере. Признание своей ошибки вызвало бы у них когнитивный диссонанс. Вместо этого их вера укрепилась, и они стали утверждать, что получили новое — благодарственное — послание.

Фестингер заметил, что упорнее всего стояли на своем сектанты, отказавшиеся почти от всего, чтобы войти в секту: они ушли с работы, продали дома. Он пришел к выводу, что чем больше времени и усилий человек уделяет чему-то, тем сильнее он будет это защищать.

Почему хорошие люди поступают плохо?

Ученые заметили, что иногда даже обычные люди, ведущие добропорядочную жизнь, способны на насилие и жестокость. Когда человек так поступает, он начинает оправдывать себя, ссылаясь на обстоятельства или приказы других людей. Психологи попытались выяснить, почему так происходит.

Особенно интересны два эксперимента. В первом Стэнли Милгрэм изучал подчинение властям. Он пригласил мужчин поучаствовать в исследовании, как он объявил, процесса обучения (с вознаграждением 450 долларов).

Вначале каждый познакомился с мистером Уоллесом — подставным участником эксперимента. Уоллес всем сообщил, что у него больное сердце. Затем испытуемые тянули жребий на роли учителей и учеников (настоящие испытуемые всегда получали роль учителя), после чего располагались в смежных комнатах.

«Учителя» задавали «ученику» — мистеру Уоллесу — вопросы; по требованию контролировавшего эксперимент супервайзера за неверные ответы они должны были наказывать его ударами тока возрастающей силы (в действительности ток не подавался).

Если «учитель» колебался, супервайзер побуждал его действовать. При первых ударах током мистер Уоллес стонал от боли. Когда напряжение возрастало, он просил прекратить, затем протестовал, а при ударе в 315 вольт раздавался душераздирающий вопль. Ответом на удар в 330 вольт была тишина.

Милгрэм обнаружил, что испытуемые применяли ток до 300 вольт, а около двух третей — 450 вольт и выше. Хотя некоторые явно испытывали душевные страдания, они продолжали следовать указаниям супервайзера.

Милгрэм объяснил это тем, что нас учат уважать носителей власти и подчиняться им. Однако у человека есть выбор: он может отказаться от повиновения, если приказ противоречит нравственным принципам, или отказаться от личной ответственности и выполнять приказы.

Еще один психолог Филип Зимбардо изучал влияние социальных обстоятельств на готовность к плохим поступкам. В ходе знаменитого эксперимента Зимбардо организовал «тюрьму» в Стэнфордском университете. Семь тысяч студентов получили роли заключенных или охранников.

Они быстро и в полной мере адаптировались к своим ролям: «охранники» проявляли власть и агрессию, «заключенные» демонстрировали пассивность. После эксперимента «охранники» отмечали, что чувство власти им давали униформа, дубинка и наручники, а «заключенные» сообщали, что чувствовали бессилие и унижение.

Зимбардо пришел к выводу, что людям свойственно соответствовать той роли, которую навязало им общество, при этом социальное давление способно заставить человека совершить злодеяние. Но это не значит, что с преступников «поневоле» снимается ответственность за их поступки.

Не верь воспоминаниям

Наши воспоминания обычно достаточно точны, особенно о важных для нас вещах. Однако мелкие подробности мы часто вспоминаем неправильно.

Эксперименты когнитивного психолога Элизабет Лофтус показали, что воспоминания нередко оказываются неверными, хотя человек убежден, что хорошо все помнит.

Например, если ваши эмоции и убеждения сейчас и в тот момент, когда происходило событие, сильно отличаются, то воспоминания могут быть искажены.

Иногда мы точно помним информацию, но путаем ее источник. Например, думаем, что видели это в новостях, а на самом деле слышали от друга.

На воспоминания влияет и процесс их извлечения из памяти. В одной из первых работ Лофтус изучала достоверность показаний свидетелей по уголовным делам и роль наводящих вопросов. Участникам эксперимента показывали видеозаписи автомобильных аварий, а затем просили оценить скорость машин. Когда в вопросе было слово «врезались», люди оценивали скорость автомобилей выше, чем когда в вопросе использовали слово «стукнулись».

В ходе другого эксперимента Лофтус создала фиктивную фокус-группу из людей, ранее уже посещавших Диснейленд. Им показали рекламу парка, в которой присутствовал кролик Багз Банни. В комнате также поставили большую картонную фигуру этого персонажа. Затем их спросили, видели ли они кролика во время визита в Диснейленд. Около трети из них ответили «да», хотя Багз Банни — герой компании Warner Brothers, а не Disney.

Профессиональные хитрости и манипулирование умами

На протяжении ХХ века рекламодатели все чаще использовали психологию убеждения, чтобы воздействовать на людей.

Бихевиорист Джон Б. Уотсон работал в рекламном агентстве, где использовал свои знания для повышения продаж всех видов продукции. Рекламодатели давно знали, что недостаточно просто рассказать о хорошем продукте, но Уотсон предложил новые способы убеждения потребителей.

Он объяснил, что в эффективной рекламе всегда есть обращение к чувствам клиента, вызывающее отклик с его стороны: например, реклама может сообщать, что продукт сделает вас привлекательнее для противоположного пола.

Уотсон предложил задействовать в рекламе знаменитостей, чтобы придать сообщению солидности, а также систематически проводить исследование рынка, чтобы выяснить, как люди воспримут новый продукт.

Люди других специальностей используют те же методы, продавая идеи. Так, цель политических и религиозных групп — убедить людей в своих идеях и набрать новых членов.

Самый мощный инструмент убеждения — страх (вспомните кампании против курения). Но страх можно использовать и для распространения экстремальных взглядов.

Изучая нацистскую пропаганду 1930–1940-х годов, Джеймс А. Браун выяснил, как манипулировали мыслями людей.

Играя на боязни выделиться из толпы, подменяя все аргументы единственной точкой зрения, которая подавалась как бесспорный факт, и создавая козла отпущения из стереотипного «врага» (в данном случае евреев), пропаганда лишала людей выбора.

Харизматичные руководители, такие как Адольф Гитлер, повторяли идею в виде эмоционального лозунга, эффективно промывая мозги людям. Те же методы использовали и другие тоталитарные режимы, а также различные секты.

Но способность убеждать может приносить и пользу: в когнитивной поведенческой терапии она помогает изменить нездоровые взгляды, разрушающие психическое здоровье.

Что еще?

Энциклопедия «Используй психологию!» даст подростку ответы на важные вопросы о самом себе и других людях:

  • Почему ты так себя ведешь?
  • В чем твоя уникальность?
  • Что такое хорошо и что такое плохо?
  • Как формируется зависимость?
  • Почему люди влюбляются?
  • Зачем нужны сны?
  • Существуют ли абсолютные злодеи?
  • Как стать счастливее?

В книге есть краткие биографии выдающихся ученых и очень много красочных схем, которые облегчают восприятие материала. А еще в ней описывается, как достижения психологии применяются в реальном мире (от психотерапии и судебной системы до дизайна интерфейсов).

Знание психологии пригодится в самых разных областях и откроет много возможностей. Познакомьте подростка с этой увлекательной наукой уже сейчас!

Иллюстрации из книги

Обложка поста отсюда

Похожие статьи