Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Как сформировать у ребенка эстетический вкус? Советы психолога
15 октября 2018 8 693 просмотра

Ольга Лихачева, психолог
Ольга Лихачева, психолог

Эстетический вкус — понятие настолько неуловимое, что самостоятельно сложно разобраться, как его сформировать. Психолог Ольга Лихачева, которая специализируется на развитии творческих способностей, рассказала, когда, как, где и зачем формировать эстетическое восприятие у детей.

С какого возраста начинать

Эстетический вкус ребенка можно начинать формировать с первых дней его жизни. При этом в первый год идет косвенное формирование. В этот период родители создают среду, наполняя ее гармоничными, приятными, красивыми предметами и вещами. Каждый родитель, как правило, это делает. Конечно же, не каждый из них, приобретая игрушку или мебель в детскую, думает о том, что это будет формировать эстетический вкус ребенка. Однако, категориями «прекрасно-безобразно» пользуется в момент покупки или в процессе собственного создания чего-либо. Ребенок наблюдает за тем, что его окружает и перенимает опыт родителей. Музыка, которую включают ребенку, тоже играет свою роль. Многие родители включают классические произведения. Есть даже специальные композиции классиков для детей. Можно их использовать. Я предпочитаю оригиналы.

С того момента, как родители начинают говорить с ребенком и обращают его внимание к предметам подобными фразами: «Смотри, какой красивый цветок! Какая гармоничная мелодия! Какая бабочка интересная полетела!», начинается вторая фаза — подготовка к непосредственному формированию эстетического вкуса. В этот период нарочно что-либо создавать тоже не надо.

С какого возраста начинать
Детская комната. Источник

Во всем, что окружает ребенка, можно найти красивые или некрасивые предметы.

Непосредственное формирование эстетического вкуса начинается с того момента, когда вы посещаете с ребенком музеи, выставки, театры, рассматриваете книги с репродукциями. Возраст 2,5-3 года — вполне подходящий для этого. Многие начинают еще раньше, кто-то позже. Тут следует исходить от индивидуальных особенностей ребенка. Одни дети с 3 месяцев комфортно себя чувствуют в людных местах, других страшат громкие звуки и большие скопления людей. И есть обязательное условие: если родителю это приносит удовольствие, то и ребенок будет его испытывать. В противном случае — только отторжение.

Рекомендации, как формировать эстетический вкус

Прежде чем пойти с ребенком на какое-либо представление, даже если это будет детский спектакль для его возраста, сходите на небольшое мероприятие в людное место, где будет играть музыка. Если ребенок не капризничает и минут 30 выдерживает — можно смело отправляться в театр и на концерты. Если не выдерживает — значит, повторить через полгода.

Включайте классическую музыку начиная с младенческого возраста. Пока она звучит, можно играть, рисовать, танцевать — творить. Детям 4-5 лет можно предложить нарисовать музыку. Включите композицию, дайте бумагу с фломастерами или красками, и пусть рука танцует по листу в ритм музыке, оставляя интересные переплетения линий.

Читайте стихотворения, сказки и другие литературные произведения с чувством, толком, расстановкой. Можно устраивать театрализованные представления с пальчиковым театром.

Особенно хорошо читать произведения для детей К. И. Чуковского. Многие дети после них начинают сочинять свои стихи или сказки. Записывайте их. Потом можно создать вместе с ребенком книги с его шедеврами. Большой выбор форм самодельных книг найдете в книге Тони Виатровски «Сделай свою книгу».

Особенно хорошо читать произведения для детей К. И. Чуковского
Разворот «Сделай свою книгу»

После дождя или утром выйдите погулять и рассмотрите травинки, листики с каплями, росинками. Помогите ему увидеть прелесть в капле росы на бутоне, в переплетении трав, в красках заката. Как только вы увидите многогранную красоту окружающего мира и найдете слова, доступные сердцу ребенка, он сам начнет замечать красоту во всем, что его окружает.

Зимой во время снегопада выйдите на прогулку с увеличительным стеклом и листом бархатного картона. Ловите снежинки и рассматривайте их. Каждая снежинка удивительной красоты.

Рассматривайте книги с репродукциями или посещайте выставки. Для детей до 5 лет хорошо подойдут картины в стиле русский лубок. При этом важно не переборщить. Одной картины для одного дня — вполне достаточно ребенку до 7-8 лет. Лучше рассмотреть одну, но внимательно, выискав у нее все самое интересное.

Первые музеи для посещения лучше выбрать детских тематик — музей кукол, детских книг, игрушек. Хорошо посещать выставки с детским творчеством — рисунками, поделками. Рассматривайте работы других детей и находите в них прекрасное.

Позвольте ребенку творить, а себе — восторженно встречать его творчество. Да, первые рисунки-каракули могут показаться совсем не эстетичными. Приглядитесь повнимательнее: во множестве линий, скорее всего, что-то спряталось. Там бывают слоны, собаки, рыбки, уточки, клоуны, люди. А если спросить автора, то там найдется что-то еще.

Оставьте несколько каракулей и периодически их рассматривайте всей семьей. Каждый раз вы будете находить что-то новое. Так будет развиваться креативность и повышаться ценность рисования у ребенка.

Оставьте несколько каракулей и периодически их рассматривайте всей семьей
Рисуйте! Источник

Предложите ребенку выбрать одежду, которую он сегодня наденет. Для начала достаньте по два варианта каждого наименования. Например, пара кофточек, юбок, колгот, из которых ребенок собирает свой наряд. Ребенок может выбрать как удачное, так и не совсем удачное сочетание цветов.

Поскольку мы только формируем эстетический вкус, то можно подобрать такую одежду, которая в любых комбинациях будет сочетаться. Для детей 4-5 лет эту задачу можно усложнять, добавлять то, что не будет сочетаться. В случае, если ребенок выберет ту вещь, которая не сочетается, обратите его внимание таким способом: «Как думаешь, вот эта футболка будет лучше смотреться с этими шортами?».

Так мы мягко подводим его к пониманию, что одни вещи сочетаются лучше, чем другие.

Развивая одновременно креативность можно устраивать показы мод. Для игры можно брать все интересные вещи старших — шляпы, платки, туфли и прочие предметы. Дети обожают наряжаться, так почему бы не сделать это всем вместе и получить от этого массу радости?

Придумайте на основе этих рекомендаций свои игры с ребенком, и эстетический вкус у него будет сформирован безупречно.

Обложка поста: pixabay.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи