в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Развитие ребенка
Навыки XXI века для наших детей
28 июля 18 125 просмотров
Развитие ребенка
Навыки XXI века для наших детей
28 июля 18 125 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Уже в начальной школе многие родители начинают готовить ребенка к поступлению в вуз: отдают в профильную школу, нанимают репетиторов по важным, как им кажется, предметам. Авторы книги «Знать или уметь» на основе многочисленных исследований пришли к выводу, что большинство родителей развивают в ребенке не те навыки, которые действительно понадобятся в будущем. Давайте разбираться.

Твердые и мягкие навыки

Твердые навыки — это измеримые результаты, которые легко определять, тестировать и отслеживать с течением времени. Например, такие школьные предметы, как математика, чтение и печатание на клавиатуре. Для квалифицированных специалистов ими могут быть, например, программирование, работа на станках или знание конкретных научных методов.

Мягкие навыки — это навыки межличностного общения, они играют основную роль в развитии человеческих ресурсов и успешной работы с персоналом.

Навыки XXI века для наших детей
Школы ориентированы на твердые навыки. Источник

Большинство родители в вопросе развития детей фокусируются именно на твердых навыках. Придерживаясь в воспитании принципа «пустого сосуда», они убеждены: если они просто скормят чадам с их пластичным умом нужные факты (твердые навыки), тех непременно ждут успех, шестизначная зарплата и надежный счет в банке.

Дети больше не могут проводить время со своими семьями. Поездкой на пляж жертвуют ради тренировки по футболу или занятию с репетитором.

Твердые навыки важны для детей, но это лишь часть того, что им предстоит развить в себе. Не менее важно, будут ли дети хорошими и доброжелательными. Несмотря на то что мы восхищаемся детьми, выигрывающими состязания по орфографии и географии, настоящими победителями будущего станут те, кто умеет просеять горы информации и отобрать только нужное для изобретения чего-то нового — скажем, легкого автомобиля, потребляющего меньше топлива. Те, кто фильтрует информацию, воспринимают обучение как способ придумать несколько уравнений для решения технической проблемы или возможность определить три идеи о том, как усовершенствовать тележку для супермаркета. Они знают, как найти золото в интеллектуальном щебне и (позаимствуем жаргон, связанный с GPS) «обновить маршрут», когда сворачивают не туда.

Именно об этом и твердят лидеры бизнеса и педагоги! Существует несоответствие между тем, что мы преподаем, и тем, что реально нужно детям в глобальном мире XXI века.

Школа требует знания фактов, а не умения творчески мыслить, хотя последнее намного важнее.
Школа требует знания фактов, а не умения творчески мыслить, хотя последнее намного важнее. Источник

Лидеры бизнеса, как и руководители во многих отраслях промышленности, ищут мыслителей и решателей проблем, а не поглотителей фактов.

Ученые, академики, юристы и профессионалы всех мастей, от работников сферы услуг до здравоохранения, должны выходить за рамки «фактов», интерпретировать их и придумывать новые комбинации.

Гуру менеджмента Элизабет Эдерсхайм и Питер Друкер говорили о новых типах людей как о специалистах умственного труда (knowledge workers); это они создали iPad, совершивший революцию в нашем представлении о сенсорных экранах, а сейчас развивают нанотехнологии, призванные преодолеть ограничения человеческой природы. В основе ценности, которую несет в себе интеллектуальная работа, лежит инновация.

Какие навыки развивать?

Статья в Forbes 2013 года рассматривала набор навыков, необходимый выпускникам вузов для профессионального успеха. В опросе, проведенном Национальной ассоциацией колледжей и работодателей, список возглавляют умение работать в команде, принимать решения и справляться с проблемами. Крайне важно обозначить перечень, куда войдут и твердые, и мягкие навыки (причем отдельные, судя по всему, объединяют оба типа), которые могут развивать в детях и школы, и родители. Именно в этом направлении мыслили многие люди, составляя список так называемых навыков XXI века.

Посмотрите вокруг, как непросто живется тем, кто не умеет налаживать контакт с людьми.
Посмотрите вокруг, как непросто живется тем, кто не умеет налаживать контакт с людьми. Источник

На основании результатов практических исследований и моделирования в образовательной среде сформировалось представление о 6 навыках, удовлетворяющих следующим потребностям: сотрудничество, общение, содержание, критическое мышление, творческие инновации и уверенность в себе. Этот набор отличается от существующих моделей. Во-первых, данный вариант берет начало из науки об обучении и опирается на исследования в области развития детей за несколько десятилетий. Эти разработки позволяют выкристаллизовать из длинных списков желательных атрибутов несколько ключевых взаимосвязанных навыков, которые развиваются рекурсивно, опираясь друг на друга. Во-вторых, все шесть навыков легко приживаются. Любой может достичь новых уровней каждого из них, и никто никогда не освоит их в совершенстве. Эти навыки — не черты характера, и их нельзя единожды выработать и вычеркнуть из списка. В-третьих, главное в них — ученик, а не учитель или родитель.

Недавнее исследование, опубликованное в American Journal of Public Health, показало, насколько в действительности важны мягкие навыки. Ученые в течение двадцати лет отслеживали 753 человек — с 1990-х, когда те ходили в детский сад, до двадцатипятилетнего возраста. Какие факторы повлияли на то, где они оказались двадцать лет спустя? Думаете, какое-то значение имел IQ? Или социально-экономическое положение семьи? Приготовьтесь услышать то, что может повергнуть вас в шок: воспитанники детского сада, умевшие общаться со сверстниками, совместно пользоваться предметами, сотрудничать или помогать другим, чаще получали высшее образование и хорошо оплачиваемую работу, чем те, кто был менее социально адаптирован. Дейл Карнеги был прав: социальные навыки очень и очень важны, даже когда вы ходите в детский сад. По их уровню можно спрогнозировать успех в личной жизни и карьере во взрослом возрасте. Это означает, что придется применить к образованию — как в школе, так и вне ее — более целостный подход.

Дети гораздо сложнее, чем их характеризуют оценки в табеле.

Шесть мягких навыков, о которых мы писали выше, ведут к более широкому ви’ дению успеха, которое поможет вырастить счастливых, здоровых, мыслящих, внимательных и социально адаптированных детей.

Подробный разбор этих шести мягких навыков читайте в книге «Знать или уметь»

Обложка поста: pixabay.com

Похожие статьи