Дети любят сочинять и фантазировать. Они рассказывают небывалые истории, самозабвенно придумывают сюжеты для игр, многие пробуют сочинять стихи и рассказы. Жаль, что этот талант часто пропадает, когда дело доходит до школьных сочинений.
Как поддержать ребенка в первых пробах пера? Спросили у поэта и копирайтера МИФа Антона Бахарева и у наших книг.
Хвалите, подсказывая
Стоит ли хвалить первые опыты ребенка, даже если они не кажутся вам гениальными? Однозначно да. Если ребенок показал вам свое творение, ему важно, что вы скажете. Резкая критика может уничтожить и желание писать, и доверие.
Антон Бахарев, поэт и МИФотворец:
Лично я плохо воспринимал критику внешне, но всегда мотал на ус и не забывал ничего из сказанного. Впоследствии с чем-то соглашался (в основном молча), с чем-то — нет. Поэтому лучший рецепт, который выварился за те годы: хорошо — это когда хвалят и мастерски внедряют в похвалу критические замечания.
Вселяйте уверенность в себе
Один из лучших сценаристов мира Уильям Голдман признавался:
Не знаю, как у других, но борьба за обретение уверенности — это самая тяжелая битва, которую мне приходится вести каждый день своей жизни.
Под этой фразой могли бы подписаться многие писатели и поэты, ведь путь к признанию лежит через критику, неудачи, отказы в публикации. Конкурсы и публичные мероприятия, если ребенок к ним готов, научат спокойно относиться к чужому мнению и не терять веры в себя. А победы, которые обязательно будут, вдохновят на новые эксперименты.
Антон:
Для меня конкурсы начались уже в поздней юности: сплошные нервы и эмоции от нескончаемой, казалось, череды поражений. Но, как и в детстве, тайно прислушивался ко всем, даже к очевидным дуракам:) В результате закалился настолько, что теперь на победы (которые таки начались) и проигрыши (которые не закончились) смотрю как на равные по значению объёмы полезной информации, без учёта знака плюс или минус. Хотя победы, конечно, приятнее.
Творите вместе
Вовлекайте ребенка в творческие игры и занятия. Они помогут развить фантазию и творческое мышление, отточить навыки рассказчика, научиться искать необычное в обычном, смотреть в самую суть вещей.
Пишите письма. Отличный способ попрактиковаться в писательском мастерстве — писать письма. Можно — реальным людям: бабушке, подруге или папе. Договоритесь с ребенком каждое воскресенье писать письма друг другу, рассказывая о событиях за неделю, или сочинять послания для родственников, которые живут в другом городе.
Кадр из мультика «Трое из Простоквашино». — Источник
Другой вариант — писать письма воображаемым персонажам. Например, себе будущему или прошлому, любимому герою кино или книги, знаменитому музыканту или спортсмену. А можно и себя представить кем-то иным. Например, что бы написал миру ваш кот или пёс (помните, в «Простоквашино»: «то лапы ломит, то хвост отваливается». Предложите ребенку пофантазировать, что ваш питомец мог написать родителям).
Рассказывайте истории. Писатель должен уметь рассказывать захватывающие истории. Потренируйтесь вместе. Если на улице хорошая погода, устройтесь на скамейке в парке и понаблюдайте за людьми. Что можно рассказать про того человека в пальто? А про эту даму в шляпе? Сочиняйте истории их жизни — кто это: шпион, миллионер, безумный учёный? как его зовут? почему он здесь? как эти люди могут быть связаны между собой?
Игра для сочинения историй «Однажды в темном лесу»
Дома можно сочинять истории с помощью игр с карточками. Вытаскивайте карточки и развивайте сюжеты, придумывайте истории на скорость или устройте конкурс на самый страшный, нелепый, небывалый, смешной рассказ.
Нарисуйте комикс. Литературных жанров много, и не все требуют длинных текстов. Если хочется динамики и приключений, попробуйте нарисовать с ребенком комикс.
Навыки рисования значения не имеют: можно изобразить схематичного человечка и добавлять ему аксессуары, менять выражение лица, писать диалоги в «пузырях» и мысли в «облачках». Главное — сделать историю захватывающей.
Из книги «Как писать крутые тексты»
Подарите читательский дневник. Начать писать проще, если отталкиваться от того, что уже кто-то написал. Предложите ребенку вести читательский дневник — но не такой, как в школе, где нужно соблюдать правила и соответствовать требованиям. Заведите другой дневник — свободный, яркий, индивидуальный.
Читательский дневник может быть каким угодно, только не скучным
В читательском дневнике можно:
- Записывать мысли и чувства, вызванные прочитанным.
- Хранить особо понравившиеся фразы.
- Рисовать.
- Описывать случаи из жизни, похожие на те, что произошли с героями.
- Спорить с автором и придумывать альтернативный финал.
- Подмечать логические и фактические ошибки писателя.
- Рисовать карты волшебных стран.
- Создавать эскизы одежды, описанной в книгах.
- Писать на зашифрованном языке
и делать всё, что захочется.
Читайте о поэтах и писателях
Если ребенку понравилось какое-то произведение, почитайте о том, как автор его создавал. Узнайте биографию писателя, полистайте воспоминания. Так ребенок поймет, что книги пишут обычные люди — такие же, как он сам. Он узнает, что у всех иногда отсутствуют мысли и вдохновение, порой случаются неудачи. Даже гении чувствуют неуверенность и страх чистого листа. Но если писатель продолжает творить, готовность идти по этому трудному пути приносит радость миллионам читателей по всему миру.
Начинайте сейчас
Развивать писательские способности никогда не поздно и никогда не рано. Начинать можно даже до того, как ребенок научится говорить.
Антон:
Сыну еще нет полугода, а мы вовсю развиваем литературный талант: читаем Ване стихи, поём песни. В четыре месяца он уже слышал БГ и даже полилингвистическую «Пиццу» Псоя Короленко. Свои стихи пока не читаю, но, может, напишу что-то специально для него.
По материалам книг «Как писать крутые тексты», «Читательский дневник», «Пиши здесь, пиши сейчас», «Литературный мастер-класс».
Обложка поста — pixabay.com