в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Развитие ребенка
8 запретных фраз о детском чтении
21 февраля 5 945 просмотров
Развитие ребенка
8 запретных фраз о детском чтении
21 февраля 5 945 просмотров

Юлия Кузнецова
Юлия Кузнецова

У всех свои коллекции. Я на протяжении нескольких лет собираю фразы о детском чтении. Фразы, которые родитель произносит, не задумываясь, просто потому что когда-то слышал их сам и сейчас транслирует их дальше молодому поколению, не вникая в глубинный смысл. А смысл, словно гигантская кувалда, бьёт по хрупкому зданию детской любви к чтению, вновь и вновь проверяя конструкцию на прочность.

1. «Почему ты ничего не читаешь?»

Ребёнок верит всему, что утверждается родителем. Даже если демонстрирует обратное: нигилизм пополам с негативизмом. Он запомнил, что ничего не читает. Оспаривать не намерен: взрослому виднее.

2. «Настя/Олег столько читают, а ты?!»

Эта фраза — ксифос — обоюдоострый меч. Он отрубает не только хорошее отношение к чтению, но заодно и к Насте с Олегом. Удобно. Но отчего-то очень грустно. Может, оттого, что фраза-«ксифос» подрывает доверие к родителям? Чужие дети кажутся ему лучше собственных.

3. «Отложи телефон/планшет! Лучше бы почитал!»

Послание, которое мы передаем в этой фразе, гласит: телефон versus планшет. А ведь на самом деле это два разных способа провести время! Должен ли один быть противопоставлен другому? Или есть время для одного и есть для другого?

4. «Что за чушь ты читаешь?»

За чтение можно не беспокоиться: отныне ребёнок точно не выпустит из рук «чушь». Но фраза рушит отношения. Она не уважительна, даже оскорбительна, и может только усугубить непонимание, которое и так каждый день возникает между родителем и подрастающим ребёнком.

5. «Я в твои годы читал по книге в день!»

Дети и так нас идеализируют. Мы умеем завязывать шнурки, наливать суп так, чтобы не пролилось ни капли, расплачиваться в магазине карточкой и всегда знаем заранее, останутся на паркете следы от мокрых ботинок или нет. Да мы просто небожители с Олимпа! Так что на слух «Я в твои годы…» воспринимается не как призыв, а как очередное обозначение умений бога-олимпийца. Куда нам, простым смертным… Мы никогда не сможем столько читать.

Сравнения никогда ничего не улучшают. «Папа был хорошим ребёнком, а я — плохим», — решает ребёнок, и какую боль приносит ему этот вывод…

6. «Ты слишком быстро переворачиваешь страницы! Ну-ка! О чём эта книга?»

«Мне не доверяют», — решает ребёнок. А если не доверяют родители, то как я могу верить сам себе? Границы дозволенного расплываются. Для любых действий требуется контролёр. Так ли я делаю? Или слишком быстро/медленно/громко/неправильно? Есть дети, которые совсем не чувствуют этих самых границ. Они не доверяют сами себе, ведь родители не учили их этому….

7. «Не можешь объяснить? Ты вообще читал её?».

В этой фразе книга выступает в роли средства контроля, как камера слежения в детской. Какой природный механизм заложен в нас, если мы почувствуем на себе прицельный взгляд-контроль? Правильно, бегство!

Если вы пользовались видеоняней, когда дети были грудничками, не стоит прибегать к ней, проверяя, что делают в комнате младшие школьники. А если нам так страшно хочется узнать, читал ли ребёнок книгу (потому что мы хотим обсудить её или потому что чтение проверит завтра в школе учитель), то стоит озвучить именно свои чувства:

«Я переживаю, справишься ли ты завтра с проверочной по этой книге» или «Мне так хотелось поговорить с тобой об этой книге! Дай знать, если прочтёшь».

8. «Что значит „Не нравится Чехов“?! Это нужно знать! Без этого не вырастешь!»

Будем откровенны: вырасти можно, вообще не читая художественных книг. Многие так вырастают. Читают учебники, инструкции, руководства. А «образ мира, в слове явленный» остается за кадром их жизненного восприятия. Если для вас принципиально, чтобы дети знали и любили классику, рассказывайте им о Чехове или Толстом, делитесь своей любовью к этим книгам, читайте вслух, посещайте дома-музеи. Но не используйте их имена во фразах-императивах. Иначе мы сами толкаем детей к бегству. На этот раз — подальше от классической литературы.

Однажды мы обсуждали эти фразы на родительской встрече. И одна мама со вдумчивым взглядом сказала: «Это ведь мы не ребёнку говорим! Это мы свои страхи озвучиваем!». В высшей степени справедливое замечание. Дети — не психологи. Они и так часто имеют дело с нашими страхами, которые мы выдаем за истину в последней инстанции. Почему бы не оградить от наших опасений хотя бы заповедную область детского чтения?

«Расчитать» своих детей — научить любить книги, сам процесс чтения, заложить почву для привычки в свободное время читать, уметь анализировать прочитанное, делать выводы, а самое главное, получать от всего этого настоящее удовольствие, — бывает непросто. Попробуйте сделать это с книгой «Расчитайка». Она рассчитана на занятых родителей, поэтому написана емко, без занудства, только самое полезное и важное.

Фото с обложки поста: pixabay.

Похожие статьи