Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
8 запретных фраз о детском чтении
21 февраля 2018 9 591 просмотр

Юлия Кузнецова
Юлия Кузнецова

У всех свои коллекции. Я на протяжении нескольких лет собираю фразы о детском чтении. Фразы, которые родитель произносит, не задумываясь, просто потому что когда-то слышал их сам и сейчас транслирует их дальше молодому поколению, не вникая в глубинный смысл. А смысл, словно гигантская кувалда, бьёт по хрупкому зданию детской любви к чтению, вновь и вновь проверяя конструкцию на прочность.

1. «Почему ты ничего не читаешь?»

Ребёнок верит всему, что утверждается родителем. Даже если демонстрирует обратное: нигилизм пополам с негативизмом. Он запомнил, что ничего не читает. Оспаривать не намерен: взрослому виднее.

2. «Настя/Олег столько читают, а ты?!»

Эта фраза — ксифос — обоюдоострый меч. Он отрубает не только хорошее отношение к чтению, но заодно и к Насте с Олегом. Удобно. Но отчего-то очень грустно. Может, оттого, что фраза-«ксифос» подрывает доверие к родителям? Чужие дети кажутся ему лучше собственных.

3. «Отложи телефон/планшет! Лучше бы почитал!»

Послание, которое мы передаем в этой фразе, гласит: телефон versus планшет. А ведь на самом деле это два разных способа провести время! Должен ли один быть противопоставлен другому? Или есть время для одного и есть для другого?

4. «Что за чушь ты читаешь?»

За чтение можно не беспокоиться: отныне ребёнок точно не выпустит из рук «чушь». Но фраза рушит отношения. Она не уважительна, даже оскорбительна, и может только усугубить непонимание, которое и так каждый день возникает между родителем и подрастающим ребёнком.

5. «Я в твои годы читал по книге в день!»

Дети и так нас идеализируют. Мы умеем завязывать шнурки, наливать суп так, чтобы не пролилось ни капли, расплачиваться в магазине карточкой и всегда знаем заранее, останутся на паркете следы от мокрых ботинок или нет. Да мы просто небожители с Олимпа! Так что на слух «Я в твои годы…» воспринимается не как призыв, а как очередное обозначение умений бога-олимпийца. Куда нам, простым смертным… Мы никогда не сможем столько читать.

Сравнения никогда ничего не улучшают. «Папа был хорошим ребёнком, а я — плохим», — решает ребёнок, и какую боль приносит ему этот вывод…

6. «Ты слишком быстро переворачиваешь страницы! Ну-ка! О чём эта книга?»

«Мне не доверяют», — решает ребёнок. А если не доверяют родители, то как я могу верить сам себе? Границы дозволенного расплываются. Для любых действий требуется контролёр. Так ли я делаю? Или слишком быстро/медленно/громко/неправильно? Есть дети, которые совсем не чувствуют этих самых границ. Они не доверяют сами себе, ведь родители не учили их этому….

7. «Не можешь объяснить? Ты вообще читал её?».

В этой фразе книга выступает в роли средства контроля, как камера слежения в детской. Какой природный механизм заложен в нас, если мы почувствуем на себе прицельный взгляд-контроль? Правильно, бегство!

Если вы пользовались видеоняней, когда дети были грудничками, не стоит прибегать к ней, проверяя, что делают в комнате младшие школьники. А если нам так страшно хочется узнать, читал ли ребёнок книгу (потому что мы хотим обсудить её или потому что чтение проверит завтра в школе учитель), то стоит озвучить именно свои чувства:

«Я переживаю, справишься ли ты завтра с проверочной по этой книге» или «Мне так хотелось поговорить с тобой об этой книге! Дай знать, если прочтёшь».

8. «Что значит „Не нравится Чехов“?! Это нужно знать! Без этого не вырастешь!»

Будем откровенны: вырасти можно, вообще не читая художественных книг. Многие так вырастают. Читают учебники, инструкции, руководства. А «образ мира, в слове явленный» остается за кадром их жизненного восприятия. Если для вас принципиально, чтобы дети знали и любили классику, рассказывайте им о Чехове или Толстом, делитесь своей любовью к этим книгам, читайте вслух, посещайте дома-музеи. Но не используйте их имена во фразах-императивах. Иначе мы сами толкаем детей к бегству. На этот раз — подальше от классической литературы.

Однажды мы обсуждали эти фразы на родительской встрече. И одна мама со вдумчивым взглядом сказала: «Это ведь мы не ребёнку говорим! Это мы свои страхи озвучиваем!». В высшей степени справедливое замечание. Дети — не психологи. Они и так часто имеют дело с нашими страхами, которые мы выдаем за истину в последней инстанции. Почему бы не оградить от наших опасений хотя бы заповедную область детского чтения?

«Расчитать» своих детей — научить любить книги, сам процесс чтения, заложить почву для привычки в свободное время читать, уметь анализировать прочитанное, делать выводы, а самое главное, получать от всего этого настоящее удовольствие, — бывает непросто. Попробуйте сделать это с книгой «Расчитайка». Она рассчитана на занятых родителей, поэтому написана емко, без занудства, только самое полезное и важное.

Фото с обложки поста: pixabay.

Похожие статьи