Креативность — навык, без которого невозможно представить успешного, гармоничного человека. К сожалению, в школах недостаточно времени уделяется развитию творческого мышления. Поговорим о том, как научить ребенка мыслить нестандартно и какие упражнения помогут стать креативным.
Что мешает на пути к творчеству
Один из многих способов, которыми наш разум пытается облегчить жизнь, — создание первого впечатления о ситуации. Как и первые впечатления о людях, наши беглые взгляды на проблемы и ситуации обычно узкие и предубежденные. Мы видим только то, что привыкли видеть, и стереотипное мышление препятствует ясному рассмотрению задачи и работе воображения. При этом не возникает сомнений в правильности подхода, поэтому мы так и не понимаем, что именно происходит.
Утвердившись в одной точке зрения, мы отсекаем все остальное. У нас возникают идеи определенного рода, но только они, а не какие-то другие. Представьте, что парализованный человек, который изобрел инвалидное кресло, определил свою задачу фразой «Чем занять время, пока я лежу в постели?», а не идеей «Как выбраться из постели и передвигаться вокруг?»
Задача = вопрос
Начнем с того, что вообще полезно формулировать проблемы определенным образом. Запишите задачу, стоящую перед вами, в виде вопроса. Используйте фразу «Какими способами я могу…» для начала предложения: это называется пригласительным шаблоном и помогает не зациклиться на формулировке проблемы, допускающей единственное толкование. Например, вычеркните из абракадабры, приведенной ниже, шесть букв, чтобы получилось обычное слово.
ШТВЕСОТРИЬБТУКЬВ
Если сформулировать проблему словами «Как вычеркнуть шесть букв, чтобы получить существующее слово?», решить это упражнение будет нелегко. Однако если поставить вопрос так: «Какими способами я могу вычеркнуть шесть букв, чтобы получить существующее слово?» — на вас, возможно, снизойдет вдохновение, и вы подумаете о целом ряде альтернативных решений, в том числе и о вычеркивании букв, составляющих слова «шесть букв», чтобы получилось слово ТВОРИТЬ.
Если ребенок подошел к вам с проблемой (к примеру, нарисовать волка, потому что он не умеет), настройте его на поиск. Но это должен быть поиск не одного верного решения (срисовать с книжки), а количества способов решить задачу. Не умеешь рисовать волка? Можно нарисовать хвостик, а сюжет картинки построить таким образом, что волк убежал. И это лишь один из многих вариантов.
Новый взгляд
Гений часто проявляется в том, чтобы найти новый взгляд на проблему, каким-то образом ее реструктурируя. Когда Ричард Фейнман, нобелевский лауреат по физике, заходил в тупик при решении задачи, он старался взглянуть на нее по-новому. Если один способ не работал, переключался на следующий. Что бы ни случалось, он всегда находил иные варианты. Фейнман за десять минут успевал сделать то, что у обычного физика отняло бы год, потому что всегда использовал множество методов рассмотрения задачи.
Красть как художник, а не воришка
Остин Клеон, автор легендарной книги «Кради как художник», объясняет, что нет ничего зазорного в том, чтобы вдохновляться работами других людей. Объясните ребенку, чем отличается хороший вор от плохого.
Иллюстрация из книги «Кради как художник»
Остин создал творческий дневник, который помогает настроиться на нужный лад. Ниже — идеи и упражнения, как пробудить креативность. Вы можете использовать их как для себя, так и объяснить «правила игры» ребенку.
- Утро вечера мудренее
Попробуйте перед сном выполнить следующее упражнение. В течение нескольких минут обдумывайте проблему, над решением которой сейчас бьетесь. Запишите на листе бумаги несколько ключевых слов и положите на прикроватной тумбочке. Забудьте о проблеме и ложитесь спать. Проснувшись, сразу посмотрите на листок. Возможно, вам придут в голову новые догадки, вы увидите проблему более отчетливо, а может быть, «щелчок» случится сразу.
- Что все это значит?
Эти рисунки могут означать, что угодно. Придумайте свои подписи.
Иллюстрация из книги «Кради как художник. Творческий дневник»
- Каждое утро записывайте свои сны.
- Вдохновляйтесь собеседниками.
Записывайте все, что вам запоминается из разговоров. Так делает Лариса Парфентьева, автор книг о переменах в жизни, благодаря этой привычке она всегда может рассказать интересную жизненную историю и привести цитату любого из коллег.
- Сделайте коллаж из того, что лежит под рукой.
- Рисуйте!
Для детей есть специальные творческие блокноты, в которых можно креативить. Например, «Натвори что хочешь! Каракули». Это блокнот, который избавит от страха чистого листа. На каждой странице есть незаконченные картинки, которые можно дополнить и превратить в собственные мини-шедевры. Вот пример.
Иллюстрация из книги «Натвори что хочешь! Каракули»
- Придумайте себе 10 псевдонимов (ребенок может придумать псевдонимы родителям).
- Пишите!
Писательство развивает не только креативность, но и речь. Вы можете сами придумать для ребенка темы или взять из книги «642 идеи, о чем еще написать».
Как видите, есть масса способов развить творческие способности у ребенка. Это увлекательный процесс, стоит только начать!
По книгам «Взлом креатива», «Рисовый штурм», «Кради как художник. Творческий дневник», «642 идеи, о чем еще написать», «Натвори что хочешь! Каракули».
Обложка поста: pixabay.com