Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
Все по-взрослому: учимся писать рецензии как настоящие журналисты
2 января 2018 7 586 просмотров

Лиза Сушинцева
Лиза Сушинцева

В детстве я часто представляла себя писателем: раскладывала вокруг чистые листы бумаги, принимала позу мыслителя и ждала, когда на меня снизойдет вдохновение. Мне так хотелось написать «хоть что-нибудь», но листы оставались пустыми, потому что я не знала, с чего начать.

Может быть, ваш ребёнок такой же? Мечтает красиво излагать мысли на бумаге, но не может сделать первый шаг? Предложите ему попробовать себя в роли литературного критика и писать отзывы на любимые книги — рецензии. Марта Райцес в своей книге «Читательский дневник» дает несколько рекомендаций по поводу того, как это делается. Покажите их вашему ребенку, чтобы он вспомнил про эти советы, когда вновь загорится желанием писать. Тем более что времени на каникулах полным-полно. А я попробую показать на примере собственной рецензии.

«Критичный зверек»

Представим, что рецензия — это зверек. У него обязательно должна быть голова и туловище, как у текста должен быть зачин и основная часть. Без них рецензия просто не сможет существовать. Она не обойдется и без хвостика — заключения. Иначе зверек будет выглядеть незавершенно.

Лап у рецензии может быть две, шесть или одна, совсем без них она будет медленно доходить до читателя.

Анатомия рецензии

  • Голова — имя рецензии.

«Волшебство на полке».

  • Шея — короткое предложение, рассказывающее о том, что у рецензии в животе или на кончиках лап.


Предложите ребенку попробовать написать рецензию на его любимую книгу. — Источник

Недавно я прочитала книгу «Гарри Поттер и философский камень». Здесь я расскажу, почему она мне понравилась и зачем ее стоит прочесть.

  • Тело — Автор? Название книги? Жанр (если знаешь)? Краткий пересказ?

Книгу написала английская писательница Джоан Роулинг в жанре фэнтези. Это такой литературный жанр, когда события происходят в выдуманном мире.

В первой книге про Гарри Поттера мы только знакомимся с волшебным миром и школой чародейства и волшебства Хогвартс. У Гарри появляются первые друзья и первые враги. Ему предстоит преодолеть несколько испытаний и в одиночку сразиться с главным злодеем — прислужником Волан-де-Морта.

  • Лапа 1 — впечатления.

Интересно было следить за повествованием? Оно затягивало? Какие были скучные моменты? Ты мог угадать, что будет дальше? Или действие в книге непредсказуемо?


Подарите ребенку блокнот, где он будет делать наброски своих текстов или выписывать рецензии на чистовик. — Источник

Я была в восторге, когда первый раз читала её! В самом начале была интрига, но потом действия немного затянулись. Когда рассказывается, как Гарри жил с Дурслями, мне было его очень жаль. А ещё скорее хотелось, чтобы он уехал оттуда, так как в мире без волшебников почти ничего интересного не происходило.

Всё, что потом было в Хогвартсе, — настоящая сказка! Чем больше читаешь, тем большое самой хочется учиться на Гриффиндоре: колдовать палочкой, летать на метле и пить вкусный чай у Хагрида. А хитрость с философским камнем и волшебным зеркалом — самый неожиданный эпизод в книге.

  • Лапа 2 — актуальность темы.

О чём книга? Волнует ли тебя это? Занимает ли это умы современников? Или это что-то не слишком значимое для тебя, твоих друзей, города, страны, мира?

Сначала кажется, что «Гарри Поттер» — просто сказка о волшебниках. Но это не совсем так. Эта история про взросление, про дружбу, про таких же подростков, как я. Например, я узнавала себя в Гермионе, когда она слишком много умничала, в Роне — когда он очень боялся чего-то, и в Гарри — когда он решался на храбрый поступок.


Если не получается написать вступление, попробуйте начать с того, что точно знаете, а к зачину вернетесь позже. — Источник

Ещё эта книга о том, что нужно верить в себя и быть верным себе. Когда философский камень оказался в руках Гарри, он мог отдать его Волан-де-Морту и воскресить своих родителей. Но для него важнее была судьба учеников школы и торжествующая справедливость, чем собственное счастье.

  • Лапа 3 — герои.

Верится ли, что есть такие существа? Или они совсем не похожи на настоящих? Ведут себя логично? Говорят убедительно? Какие чувства вызывают персонажи у тебя?

В мире Гарри Поттера много необычных существ: гоблины, великаны, тролли, драконы. Даже есть трехголовый пес! Они встречаются и в других подобных книгах и ведут себя практически также. Из героев мне больше всех нравится профессор Дамблдор. Он очень добрый и мудрый, мне бы хотелось иметь такого дедушку, как он.

  • Лапа 4 — язык.

Красивый ли? Хочется ли выписывать цитаты? Использует ли автор устаревшие слова, выдумывает ли новые, заимствует ли из других языков?


Красиво оформлять рецензию не возбраняется. Оживите ваш текст с помощью разноцветных ручек, стикеров и наклеек. — Источник

Мне очень нравится, какие придуманы названия заклинаний. Теперь, когда я открываю дверь, то всегда говорю — Алохомора. А когда делаю уборку в комнате, то проговариваю Вингардиум Левиоса, чтобы все вещи сами легли по местам. А ещё я узнала, что имя Волан-де-Морт с французского переводится как «полет смерти»!

  • Лапа 5 — авторская позиция.

Согласен ли ты с автором? Что тебе из его рассуждений близко, а что нет? Что будет, если все согласятся с писателем? А если, наоборот, никто не будет так думать?

Здесь практически нет автора, но я точно знаю, что она заботится о Гарри, как мама, и сопереживает ему.

  • Лапа 6 — оригинальность.

Ты читал похожие книги? А в чём сходство и различия? Есть в этом тексте что-то, что ты больше ни под одной обложкой не встречал?


Рецензию можно дополнять и цитатами из книги. Они будут подтверждать ход твоих мыслей. — Источник

Совсем похожих книг я не читала, но атмосфера, которая царила у учеников в Хогвартсе, напомнила мне книгу «Дом, в котором…». Там тоже много детей, только действие происходит не в школе, а в интернате. Ребята там непростые и своенравные, не похожи на учеников Хогвартса. Но те и другие ценят дружбу, любят повеселиться и хотят, чтобы их любили.

  • Хвост — выводы

Книга хорошая? Книга посредственная? Книга достойна похвал?

Я бы ещё тысячу раз перечитала эту книгу! Советую всем, кто хоть немного верит в чудеса. А тем, кто не верит — советую ещё больше. Прочтете и обязательно поверите.

Следуй этим простым правилам, и у тебя получится свой собственный «критичный зверек».

Рецензия любит «выползать» на страницы журналов и интернет-блогов. Есть люди, у которых много-много рецензий. Часто они зарабатывают тем, что показывают свои рецензии публике. Может, и ты сделаешь «разведение» рецензий своей профессией. Тогда тебя гордо будут называть журналистом или литературным критиком.

Главное, не нужно ничего из себя вымучивать. Советуйте ребенку писать рецензию так, как если бы он вслух делился впечатлениями от прочитанного с вами или со своими друзьями: легко и увлекательно. С каждым новым текстом его навык письма будет только улучшаться, а там уже покорение новых журналистских жанров не за горами.

По материалам книги «Читательский дневник».

Обложка поста: kaboompics

Похожие статьи