Моей дочери Элине 2 года 5 месяцев, и на днях мы закончили проходить тетрадь «Развивающие наклейки KUMON. В зоопарке». Расскажу, как проходило наше первое знакомство с японской системой развития детей.
Одноразовые или многоразовые?
Скажу честно: раньше мне не хотелось покупать наклейки KUMON, потому что они одноразовые. Сейчас же я думаю, что это даже хорошо! Объясню почему.
Мы уже играли в многоразовые наклейки. Дочке очень нравилось, но цель, с которой я их покупала, достигнута не была.
Мне хотелось, чтобы дочка играла в наклейки тогда, когда я занята. Получилось наоборот. Отклевать сама она еще не умеет, поэтому мне приходилось сидеть рядом с ней и подавать стикеры. Однажды Элина взяла этот альбом и изорвала его, потому что фигуры не отклеивались. К тому же в альбоме нарисованные изображения были очень похожи на сами наклейки. Их Элина с двойным упорством пыталась «отклеить».
Был ли развивающий эффект от того альбома? Я не заметила. Возможно, потому что там были картинки с множеством деталей, и от этого внимание рассеивалось. Дочка клеила, куда хотела. А хотела она одного: заклеить все, что видит: людей, купающихся в море, кораблик, птичек. Элина брала стикеры и просто заклеивала все объекты, вместо того чтобы дополнять изображение.
Начало работы с KUMON
Наклейки KUMON сделаны совершенно по другому принципу. Ребенок их клеит всегда с какой-то целью (залатать «дырку» в животном, дополнить картинку). Одну из первых наклеек Элина порвала, так как отклеивала резким движением (привыкла, что многоразовые не рвутся). После этого она стала гораздо аккуратнее работать со стикерами (но не без напоминаний).
Первые задания легкие — например, приклеить в любое место детей, идущих в школу. Почему настолько просто? У ребенка не формируется боязни, что у него что-то не получится. С первыми заданиями к нему приходит уверенность: «Я могу! Это легко!»
Затем все усложняется. Появляется смысл. Вот пример пятого задания с пингвинами. Вначале мы с дочкой обсудили, что есть наклейки двух видов — плавающие и стоячие пингвины. Кого куда приклеить? Проблем не возникло.
Кстати, стикеры хотя и довольно тонкие, но без труда отклеиваются, если ребенок начал клеить не ровно и захотел переделать.
Постепенно упражнения усложняются. Например, надо заклеить «дырку» в животном. Я боялась, что Элина, как с многоразовыми наклейками, будет клеить куда придется. Но этого не случилось. Я ей говорила примерно следующее: «Смотри, бедный олень, у него бок дырявый. Давай его вылечим, заклеим бочок». Работало! Иногда получалось даже ровно.
Затем шли задания сложнее — приклеить две детальки разного размера (объясняем понятия больше-меньше), цвета или формы (объясняем простые геометрические фигуры). Одно из самых непростых упражнений для нас оказалось приклеить круглую деталь, которая раскрашена в два цвета.
Главное — не ругать ребенка, если что-то не получилось. И не пытаться переделать за него. Развивающие занятия не должны стать обязаловкой. Это игра, в которой нет правильного сценария! Признаться, от этого не просто отойти: есть стремление все сделать ровно и красиво. Но я для себя решила: если мне хочется, чтобы в тетради все было идеально, я куплю себе такую же и приклею все так, как я хочу.
Все задания интересно объяснять. Рассказывать о животных, вспоминать, где мы их видели. Или дополнять картинки: «Смотри, у двух детей нет животных. Кого ты им дашь подержать в руках?»
Последние задания и мне, и дочке особенно понравились. Надо было приклеить животным глаза, нос, рот, уши. Элина отлично с этим справилась, хотя вначале нос хотел оказаться на лбу 😉 Кстати, после этих наклеек дочка начала рисовать рожицы с глазами, носом и ртом!
Тетрадь быстро закончилась: мы справились с ней меньше, чем за неделю. Мы проходили в день уроков по пять-семь, но могли и больше. Дочка очень хотела продолжать клеить, но все равно занятия с объяснениями утомляют, поэтому приходилось переключать внимание (еще до занятия я заранее показывала, сколько страниц будем клеить).
Сейчас тетрадь для нас стала книжкой. Элина с удовольствием рассматривает животных.
Наклейки стоит вырезать из страницы и давать их малышу по одной, тогда ребенок сам научится откливать их. У нас с этим были проблемы. Я слегка отклеивала стикер, и Элина сама его отрывала со странички. О том, что можно было вырезать наклейки, я прочла уже после того, как мы прошли всю тетрадь! Мой совет: прочитайте внимательно, как работать с тетрадью, прежде чем начнете занятия, не впадайте во власть ощущения «наклейки — это легко, разберусь по ходу». Можно ознакомиться и с методичкой KUMON. Она сделана для внедрения программы в детские сады, но будет полезна и родителям, которые проводят развивающие занятия с детьми дома.
В этой статье мы с дочкой Элиной заполняли тетрадь «Развивающие наклейки KUMON. В зоопарке»