Методики развивающих занятий для малышей бывают разными. Сегодня расскажем о тетрадях KUMON. Эти пособия уже прошли апробацию в детских садах: воспитатели и родители поделились результатами, которых удалось достичь, занимаясь по японской системе.
Эксперимент в лицее
Педагоги московского лицея № 1451 провели эксперимент. Педагоги в течение двух месяцев занимались с дошкольниками и учениками начальных классов по знаменитым японским тетрадям. Расскажем о том, как проходили занятия с малышами.
Детей разбили на две тестовых подгруппы: в первой дети занимались по тетрадям, во второй — не занимались.
Прежде чем начать эксперимент, психолог лицея провел с детьми различные тесты. У многих обнаружили нарушения: неразвитая мелкая моторика руки, проблемы с зрительно-моторной координацией и трудности речевого развития. Некоторые не могли сосредоточиться, им не давались чтение и счет, во время занятий у малышей быстро уставала рука, а почерк был не очень хорошим.
Ребята из дошкольной группы (4-5,5 лет) занимались по тетрадям, направленным на развитие навыков вырезания и рисования. Ежедневно они выполняли по 1-2 задания.
Уже после восьмого занятия появились первые положительные результаты. Во-первых, дети научились держать ножницы, регулировать силу нажима на карандаш и вырезать несложные фигуры. Во-вторых, у них появился интерес к занятиям, потому что они каждый день видели, что продвигаются на шаг вперед.
Они научились вырезать фигуры более ровно, по контуру предмета. Количество ошибок при выполнении подобных заданий сократилось почти в два раза.
Результаты эксперимента с дошкольниками
Дети научились контролировать силу нажима на карандаш. Педагог-психолог Анна Виноградова, следившая за ходом эксперимента, отмечает, что у малышей уменьшились нарушения мышечного тонуса. Если до начала эксперимента у многих из них наблюдался гипотонус, дети не могли нормально нажимать на карандаш, а значит и раскрашивать картинки, ведь рука была слабой.
К концу эксперимента им удавалось хорошо нажимать на карандаш и аккуратнее раскрашивать картинки.
Современные детские сады пытаются найти индивидуальный подход к развитию способностей каждого ребенка. Это не просто, учитывая количество детей в группах. Тетради KUMON решают проблему. Дети даже в больших группах занимаются самостоятельно, а воспитатель выступает в роли ментора.
Как организовать развивающие занятия в группах
Есть несколько правил, которые важно соблюдать при работе с тетрадями KUMON в больших группах.
Сначала определите уровень сложности для каждого малыша и подберите тетради для первых занятий. Это можно сделать так же, как при индивидуальной работе. Отталкивайтесь от возраста и навыков, которые необходимо развить ребенку. Помните, что у каждого малыша должна быть своя тетрадь.
Не знаете, насколько хорошо ребенок владеет тем или иным навыком? Попросите его показать, как он умеет, например, рисовать, проводить линию, писать цифры, складывать или решать задачки.
Не пытайтесь сделать так, чтобы все в группе выполняли задания с одной скоростью — это противоречит смыслу методики. Каждый малыш должен двигаться в своем темпе. Как это организовать:
- Шаг 1. Организуйте для каждого малыша отдельное место, где будут храниться его индивидуальные тетради с заданиями, а также заведите папку любого формата, куда ребенок будет складывать страницы, с которыми уже работал. Он должен знать, где лежат именно его тетради, а также куда складывать выполненные задания. Из стопочки с его тетрадями вы каждый раз будете отрезать по 6-8 листов для нового занятия.
- Шаг 2. Объявите о начале занятия. Занятия должны всегда начинаться и заканчиваться в одно и то же время, чтобы у детей сформировалась привычка. Так им будет легче настроиться на работу.
- Шаг 3. Будьте рядом с детьми, но не вмешивайтесь в процесс, пусть каждый ребенок пробует справиться с задачами сам. Если уровень подобран правильно, то существенной помощи взрослых не потребуется.
- Шаг 4. Выполнив задания на одном листочке, малыш может поднять руку. Подойдите к нему, похвалите и подскажите, что уже получилось хорошо, а над чем следует поработать на следующем листе. Внимательно следите, чтобы дети не обсуждали задания друг с другом, так как от этого теряется концентрация. Приучите малышей к самостоятельной работе.
- Шаг 5. Похвалите детей за занятие, аккуратно соберите листы в папки ребят, проверьте оставшиеся задания.
Более подробно познакомиться с программой развития KUMON вы можете по методичке, которую мы собрали при поддержке психологов и педагогов. Вы узнаете, как лучше организовать процесс: в какое время и сколько времени заниматься, какие материалы вам понадобятся, на что обратить внимание при обустройстве рабочего места, как проводить занятия один на один и в группах.
Как дополнительную программу занятий, KUMON внедрили в Культурно-досуговом центре «КЛЮЧ» на Яблочкова.
«Многие родители стараются отдать ребенка в такой детский сад, где он будет не просто проводить время, а всесторонне развиваться, — рассказывает бренд-менеджер Kumon Ксения Курбетьева. — Часто преподаватели сталкиваются с тем, что у деток даже одного возраста навыки развиты очень неравномерно: кто-то лучше вырезает, кто-то рисует, кто-то проводит почти ровную линию, а кто-то уже различает цифры. Когда малыши занимаются вместе, часто одни сидят и скучают, а другие не успевают понять, разобраться, и это их расстраивает. KUMON позволяет каждому малышу заниматься в своем темпе, а преподавателю выступать просто ментором на занятии, который дает задание и помогает только в том случае, если что-то не получается. Даже если ребенок долго находится на больничном, то папочку с его заданиями можно дать на дом, и ребенок будет продолжать закреплять навык дома под присмотром родителей. Ведь заниматься достаточно 25-30 минут в день».
Дети, чей потенциал развивается с тетрадями KUMON, опережают сверстников в скорости освоения навыков, становятся внимательны, дисциплинированы и усидчивы. По этой методике обучаются уже 4 млн детей в 49 странах.
Вы можете ознакомиться с нашей методичкой и предложить в детском саду заниматься по системе KUMON.