Недавно у нас вышла книга «Балет». Она приподнимает завесу тайны над одним из самых красивых и загадочных видов искусства. Мы решили узнать, как авторам удалось перенести магию балета на страницы книги, и попросили их поделиться воспоминаниями о работе над проектом.
О серии и книге
«Балет» входит в серию «Твои правила», посвященную самым зрелищным видам спорта и искусства. Она рассказывает об истории, выдающихся именах, теории и практике, «закулисных» подробностях. Сверхзадача серии — не только познакомить маленьких читателей с разными занятиями, но и привить им любовь к активному образу жизни, желание учиться новому, попробовать то, о чем они читают.
Юлия Петропавловская, ответственный редактор:
Мы задумывали серию «Твои правила» как первые книги о спорте, активном досуге, искусстве, которые привьют детям любовь к движению, к собственному телу, к красоте и величию человека деятельного. В концепции было две исходных точки: главенствующая роль иллюстраций и простое, дружелюбное повествование.
Книга «Балет» полностью соответствует этой концепции. Здесь легкие, очаровательные и порой ироничные иллюстрации сочетаются с таким же легким текстом. Удивительно, как точно удалось передать на бумаге изящество и воздушность этого вида искусства!
О вдохновении и идее
Анастасия Батищева, иллюстратор:
Я очень люблю балет. В детстве любимой постановкой, конечно, был «Щелкунчик» с его волшебством. Сильные впечатления взрослого человека — это «Весна священная» Стравинского на сцене Мариинского театра. Мне посчастливилось увидеть и реконструкцию постановки 1913 года, и современную постановку Саши Вальц в один вечер. А недавно посетила балет «Спартак» Хачатуряна.
Одним словом, балет для меня — очень важный вид искусства. Поэтому когда мне предложили рисовать книгу о балете, это была суперновость! Бывает же: совершенно внезапно жизнь предлагает именно то самое…
Полина Мохова, автор:
Решение участвовать в создании этой книги далось мне не сразу. Смущало, что придётся писать о том, в чём я не являюсь экспертом. В то же время я понимала, что цель этой книги — заинтересовать читателей. Показать им, как увлекателен балет. И ни в коем случае не написать учебник, справочник, энциклопедию…
Эта книга может быть первой — после которой захочется прочесть что-то серьёзное. А лучше заняться хореографией или начать ходить в театр с интересом и, пусть пока маленьким, но знанием дела. Я спросила себя: смогу ли передать детям свою любовь к балету? Пожалуй, да.
Об образах и иллюстрациях
Полина Мохова, автор:
Переписка с иллюстратором была одной из самых интересных частей работы. Нам хотелось, чтобы картинка и текст были прочно связаны. А значит, важно было, чтобы между мной и художником не осталось недопониманий. К каждому небольшому фрагменту текста в 2-3 предложения — комментарий иллюстратору длиной в пару абзацев. Такое активное фантазирование очень трудно «отключить», поэтому образы из книги преследовали меня по пятам, от них невозможно было отвлечься ни днём, ни ночью.
Я думала о том, что, прочитав про «лошадиный балет», ребёнок наверняка представит лошадь в пачке. Почему бы и нет? Мы изобразим её, чтобы вместе посмеяться и рассказать о том, что на самом деле имели в виду. Или сама балетная пачка — это ведь очень знакомое ребёнку слово. «Пачка» — омоним, а значит, мы можем поиграть в ассоциации, нарисовать и другие виды пачек, например, пачку какао.
Очень интересно было потом смотреть на то, как Анастасия воплотила задуманное: иногда получалось очень близко к образу, родившемуся у меня, иногда — что-то совсем своё, хотя и соответствовало моему описанию. Удивительно, как по-разному мы представляем себе одно и то же! Я благодарна Насте за внимание, которое она уделила моим комментариям.
Анастасия Батищева, иллюстратор:
Мне очень понравилась концепция, которую описала Юлия Петропавловская — легкая графичная подача в рисунке, но в то же время донести до читателя, что балет — это не только грация и нежность, но и спорт, тяжелый труд, и это отражается в мускулатуре и пластике танцора.
У меня сложилось впечатление, что это будет что-то похожее на скетчевый блокнот человека, изучающего балет. Крупные иллюстрации и зарисовки, большие тексты и маленькие забавные заметки на полях, где-то фантазия, а где-то именно внимание к деталям и документальности балета.
Мы сделали пробный разворот — и дело пошло! После первой верстки еще чистой графики (без цвета) появились первые правки, мы отказывались от каких-то рисунков и добавляли другие, пробовали разные компоновки иллюстраций и текста. Процесс поиска — это очень интересно.
Юлия Петропавловская, ответственный редактор:
Мы хорошо понимали: с учебниками и энциклопедиями нам тягаться сложно и незачем — наша книга про эмоции, про ощущение, когда внутри что-то замирает от красоты и магии искусства. Поэтому мы сотрудничали с художником, который подходит к своим героям с такой любовью и трепетом, так нежно и аккуратно, с таким вкусом и тактом выписывает линии и детали. И выбрали автора, который открыт к новому, воспринимает балет свежим любительским взглядом и очень внимательно относится к юным читателям, к их интересам и психологии.
Вероятно, мы упустили строгие академические нюансы. Зато в нашей книжке вы найдете, например, комиксы по балетным либретто, балерину с усами, балетмейстера в виде многорукого Шивы и загадки вроде «Найди на картинке гримера». Нонсенс для кого-то из профессионалов — и отдушина для обычных родителей, которые хотят доступно и на веселых примерах объяснить ребенку прекрасную суть балета.
О волнении, сложностях и волшебстве
Полина Мохова, автор:
Работа над книгой разделилась для меня на два этапа: сначала я подготовила текст, а затем около полугода ушло на иллюстрирование, и с книжкой мы не виделись. Когда прислали готовый макет, меня охватило страшное волнение — вдруг захочется всё переделать?
Повезло: текст прочитался легко. Потом предстоял ещё один шаг — отправить книгу знатокам балета, чтобы они нашли в ней ошибки и помогли нам их исправить. Я не специалист в балете, поэтому обязательным условием для меня было то, что перед публикацией текст проверит специалист. Я чувствовала себя как школьница у доски! Книга уже воспринималась как «своя кровиночка», и было очень страшно.
Мы не без труда нашли рецензентов, которые были готовы рассматривать нашу работу именно как книгу для детей — достаточно простую, в которой из-за небольшого объема, увы, нельзя упомянуть все-все великие имена, связанные с историей балета, в которой не поместятся все известные театры, в которой не так много внимания, как хотелось бы, уделено современному танцу. Я понимала, что мне будет непросто смириться с критикой, но для дела это было важно. Некоторые фрагменты пришлось переписать, какие-то — поменять местами. Где-то досталось художнику.
Критика со стороны профессионалов в такой ситуации — это очень полезно. И я рада, что специалисты последовали за нашей фантазёрской работой.
Анастасия Батищева, иллюстратор:
В процессе работы были и сложности, и волшебство. Два самых волшебных момента — это первая верстка графики и верстка уже с цветными иллюстрациями, всеми подложками, элементами дизайна книги. Это как увидеть новорожденного! Конечно, после этого еще происходит много правок, но лицо и характер книги уже нарисовались.
А сложность в том, что, даже несмотря на нашу увлеченность балетом, все тонкости, особенности техники знают только сами танцоры и балерины. Так что некоторые моменты не сразу удавалось изобразить правильно.
О результате
Полина Мохова, автор:
Я нисколько не жалею, что в корне наша книга получилась именно фантазёрской. Мой опыт школьной учительницы показывает, что двигатель учебного процесса — это любопытство самих детей. Пробудить его, заразить им — задача номер один. Заинтересованные, они будут искать подробностей, исследовать, находить для себя смысл… Надеюсь, что моё любопытство к балету было достаточно заразительным.
Анастасия Батищева, иллюстратор:
Мы делали книгу с душой, с большим интересом, с желанием, чтобы она была увлекательной и красивой. Это искренне, а значит, должно найти своего читателя. Мне очень интересна тема театра, музыки и всего, что с ними связано. А сейчас мы продолжаем работать над следующими книгами серии «Твои правила»: готовим футбол и фигурное катание. Окунуться в такую деятельность с головой — это прекрасно.
Юлия Петропавловская, ответственный редактор:
Для нас было важно сделать книгу доступной читателям разных возрастов: и 5, и 10, и 20, и более взрослых. Поэтому мы представили информацию очень дробно, разделив текст на маленькие кусочки, каждый со своей иллюстрацией. Так дошкольник сможет понять смысл из картинки и краткого экскурса мамы или папы, а школьник сам выберет степень погружения в текст. Благодаря интерактиву — наводящим вопросам и загадкам — дети и родители смогут обсуждать прочитанное, делиться своими соображениями и так потихоньку учиться обсуждать искусство.
Этой книгой мы хотели сказать, что полюбить балет, театр и в целом искусство может любой человек. Достаточно отбросить сомнения и просто открыться красоте. Пусть наша книжка станет приглашением в волшебный мир безграничных возможностей человека! Тем более именно сейчас — когда открывается новый балетный сезон 😉