В МИФе вышла уже целая серия книг по программированию для детей. Парочку из них уже прочла моя дочь — Маша. И даже написала игру. Мне с трудом удалось уговорить ее на интервью. Что получилось — читайте ниже.
Маша, я хочу написать о том, как ты делала свою игру, расскажешь?
А зачем? Кто это будет читать?
Читатели МИФа и журнала «Папамамам».
Хм. Ну ладно. Расскажу только для того, чтобы все знали, что программировать не только взрослые могут. Но и дети тоже.
Спасибо, Маша. Итак, почему ты захотела написать игру?
Потому что в школе надо было обязательно сделать исследовательский проект. Я долго не знала, что выбрать. Думала написать книгу или игру. Книгу делать дольше, чем игру. Ее я закончу потом. А в этом году выбрала программирование.
Ну в качестве проекта ты могла взять и выращивание лука на подоконнике…
Ну да, но компьютерные игры интереснее. Все любят в них играть. А кому интересно выращивать лук? Разве что старушкам. Или совсем маленьким детям. Потому что у них особых интересов нет.
Окей, а почему ты выбрала именно программирование?
Потому что мой папа программист. И я знаю, что для программирования мало что нужно: только компьютер и мозги. Ну и руки.
Расскажи мне, что такое программирование?
Для компьютера — это инструкция. А для меня это хобби — то есть то, что делаешь в свободное время.
А что надо сделать, чтобы получилась игра?
Для начала нужно придумать игру, выбрать язык программирования и освоить среду разработки
А это что?
Среда разработки — это то, где ты делаешь игру. Их может быть две: или ты скачиваешь на компьютер программу или делаешь все онлайн, в интернете.
Так, а что с выбором языка? Их много бывает?
Scratch, Python («Только пиши все названия на английском, мама»), Java, Javascript, С, Ada, MATLAB, Ruby. Для начинающих подходят Scratch и Python, потому что они проще. В Scratch вообще программируешь с помощью цветных блоков, это графический язык.
Маша, а на что похоже программирование?
Программирование само по себе похоже на игру. Или на мультик. Потому что ты придумываешь сюжет, выбираешь героев и делаешь так, чтобы они двигались и делали то, что ты хочешь. Иногда не получается, конечно. Но тогда нужно подумать, проверить все и исправить проблемы.
А как ты придумала сюжет?
Сюжет я за минуту придумала или даже меньше. Он самый простой: есть сова и ей надо облетать препятствия. Даже придумывать ничего не надо.
А почему сова?
Потому что я люблю совушек. У них большие глаза, а еще считается, что они умные, но на самом деле это не так. Следующий язык у меня будет Python. И на нем я тоже буду делать какую-нибудь игру. Тоже про сову. Все мои игры будут про сов.
Как ты думаешь, когда ты вырастешь станешь программистом?
Точно я сказать не могу. Интересы меняются.
А что думаешь про книжки для детей по программированию? Нужны такие?
Да, сейчас всюду роботы и нужно уметь программировать. А то что будешь делать, когда вырастешь? Так точно будет чем заняться. Потому что если везде роботы, то человеку остается только управление ими.
А к робототехнике ты как относишься?
Очень хорошо. Нравится на 100 из 100. Мне нравится собирать роботов и придумывать для них программы. Я сделала робота, который собирает мусор. На пульте управления. Робота-скорпиона. Ему в хвост вставляется фломастер и он может ставить точки. Робота, который преодолевает препятствие и который может подниматься по наклонной поверхности, у меня робот поднимался на 54 градуса.
А надо для этого знать программирование?
Смотря как программировать роботов. Можно задавать простые команды, которые уже есть в системе. А можно написать команды с нуля и тогда робот будет делать что-то новое.
Вернемся к игре. Как ты ее делала?
Надо было найти героя. Сову. С разным положением крыльев, чтобы вырезать фигуру и сделать анимированной. В среде разработки нашла дерево, ведьму, камень и облако. Потому выбрала фон и вставила все это в игру. Потом написала программу, что и как должно двигаться. Потом добавить звука. И все.
Фотография доски со схемой игры
Что было самым сложным?
Сделать, чтобы все двигалось как надо.
А вот так выглядит игра «изнутри»
А что было самым простым?
Слушать объяснения, как все делать. Мне папа рассказывал, как устроен этот язык. По книжке было бы сложнее понять, без объяснений. А когда есть объяснение — то легко. И читать не надо все. Большой плюс -))
А ты сама свою игру проходила? Как ее проходить?
Да, но не всегда получается пройти сразу и до конца. У меня там всего пять уровней. Можно столкнуться с ведьмой, кроной дерева (но не со стволом) и с камнем. Там так рассчитано, что есть хитрые узкие места ровно по размеру совы. Чтобы было не так-то легко играть. Если столкнешься с препятствием — игра закончится. И появится такая картинка.
А если пройдешь все пять уровней — то другая.
По этой ссылке можно найти игру и проверить насколько вы ловкие.
Скоро в МИФе выйдет книжка «Программируем с Minecraft». Знаю, что ты ее очень ждешь. Почему?
Потому что люблю играть в Minecraft и мне там часто чего-то не хватает. А так я научусь делать что-то новое. Блоки, порталы, миры. Может быть, напишу такой мир, который потом скачают другие. Или сделаю карты-квесты на прохождение и все будут в них играть. Чтобы интересно было играть не только мне. Вообще Minecraft мне нравится, потому что там можно строить и надо выживать. Прямо как настоящий мир.
Последний вопрос. Как ты думаешь, что будет в мире через 20 лет?
Это сложный вопрос. Я не могу сказать наверняка. Роботов будет много. Даже хлеб они будут печь и дворниками работать. Может быть, те, кто не умеет программировать и не изучал робототехнику — будут безработными. А может, людей вообще будет мало.
Я вот точно буду и, может, сама буду делать этих роботов. Или не буду. Там видно будет.
В работе над проектом Маше помогла книга «Программирование для детей».
А ее игра сейчас здесь.
Калининград, июль 2017 г.