Сегодня мы поговорим с Мартой Райцес — основателем и методистом первой в России организации профессиональных наставников по чтению «Книжный гид», а также автором книги «Читательский дневник» — о проблемах чтения, читательском дневнике, любви к книгам и других важных вещах.
Марта, добрый день, вы профессиональный наставник по чтению. С какими проблемами чаще всего к вам приходят люди? Много ли обращается родителей?
Запросы разнятся от предсказуемых до фантастических. Из распространенного: взрослые ожидают от встреч с книжным гидом точного индивидуального подбора литературы, так как количество изданий в магазинах очень велико, а времени на чтение «не своей» книги у них нет. Сейчас достаточно много книжных шопоголиков, они часто покупают книги, но редко их дочитывают. Задача гида в таком случае — замотивировать человека успевать читать тексты от встречи к встрече, например, не меньше 500 страниц качественной литературы в месяц. Многие люди, работающие с текстами, а это не только филологи, лингвисты или, например, журналисты, но еще и юристы, публичные люди, у которых просят письменные комментарии СМИ по разным вопросам, менеджеры старшего и среднего звена, получающие десятки писем каждый день, понимают, что их продуктивность сильно зависит от навыков чтения, которые мы с ними и улучшаем.
Обращения родителей, которые хотят привести в Книжныйгид.org своих детей, а не прийти сами, составляют 70 процентов из 100. Формулировка общая: «Не читает. Пробовали все». Так говорят и мамы из России и папы детей-экспатов, детей без диагнозов и с особенностями, например, дислексиков. Читающих школьников к нам направляют редко, хотя это бывает и приносит большие результаты. Связано это с ценностной шкалой: на первом месте в большинстве семей оценки и аттестаты, потом знание иностранных языков и профессиональный спорт, и только после то, что формирует личность: музыка, живопись, литература. Не все видят корреляцию между общей успешностью человека, его способностью ставить и достигать цели с развитостью его мышления. Поэтому читающих детей к нам приводят осознанные родители, которых мало.
Умеют ли современные дети и подростки читать книги? А взрослые?
По данным ЮНЕСКО читать и писать не умеет каждый 10-й житель Земли. Это цифры 2014 года. То есть даже распознает буквы и складывает их в слово не любой. Тем более не все могут распознавать культурные аллюзии, ориентироваться в системе жанров и так далее. Чтение — занятие, в котором невозможно достичь совершенства, это регулярная духовная практика, благодаря которой каждый день можно становиться лучше, чем ты был вчера.
Но коллектив «Книжного гида» особенно волнует вопрос: сколько людей умеет читать с удовольствием? Их значительно меньше, чем 9 из 10. А ведь это так просто: показать ребенку или взрослому, в чем счастье хрустеть страницами. На это и направлены наши усилия.
Как правильно читать книгу? На что нужно обращать внимание при чтении?
Правильно — с удовольствием. Но чтобы понять, что лично вам принесет радость при чтении, нужно попробовать многое: от чтения пьес по ролям в кругу друзей до аналитического чтения, о котором пишут Адлер и Фостер. Подбор способов, дегустация каждого из них занимают много времени, но это исключительно приятное время.
По сути, «Книжный гид» — профессиональный сомелье, который создает атмосферу и делится своим опытом и знаниями с учениками, чтобы они почувствовали все оттенки и получили читательские впечатления по своему вкусу.
Теперь про детей. Наболевший вопрос родителей: как помочь ребенку полюбить чтение и книги? Многие дети, к сожалению, читают из-под палки.
Полюбить читающего ребенка. Это иногда не тот ребенок, который тянет руку в классе и отвечает цитатами из параграфа учебника. Не тот, кто промолчит на необоснованное повышение голоса взрослым. Не тот, кого можно «логически» убедить в том, что нелогично. Читающий ребенок задает сложные вопросы, имеет свое мнение и понимание всех вещей, возможно, не похожее на родительское.
Только в среде, где уважают друг друга, может комфортно расти читающий человек. Поэтому первый шаг — создание условий. Без запретов, иерархий в общении, ограничений во времени для творчества. Когда у детей есть возможность выбрать книгу, которая им нравится, читать ее тогда и так, как им нравится, говорить или молчать о ней так, как им нравится, они не откажутся от литературы.
Поговорим о «Читательском дневнике»: как родилась идея книги? Какие были первые шаги?
В сентябре родители учеников пожаловались мне: несмотря на то, что ребенок любит встречи с «Книжным гидом» и читает дома, он категорически отказывается вести читательский дневник, который требуют сдать в школе. И мамы с папами сочиняют его за ребенка, чтобы ему не испортили успеваемость плохой оценкой в самом начале учебного года.
Мне стало жаль детей, родители которых заполняют скучные читательские дневники вместо того, чтобы кататься с ними на колесе обозрения, пить молочные коктейли или обсуждать поэзию, и я придумала читательский дневник, который мог бы им понравиться.
Год мы с детьми его заполняли, распечатанным без оформления и верстки на моем принтере. Ученики внесли в него много изменений, и он стал достаточно хорош, чтобы опубликовать его для других, незнакомых мне читателей.
В чем вы видите основную задачу «Читательского дневника»? Как им правильно пользоваться?
Для чего нужен читательский дневник, я подробно написала в нем самом, подобрав такие заголовки: «Это незабываемо», «Это развивает интеллект», «Это знакомит с собой», «Это дарит свободу» — и главное: «Это настоящий праздник». Я надеюсь, что «Читательский дневник» будет близким другом детям, подросткам, их родителям и учителям. Для последних там очень много ценного, это практически методическое пособие, написанное как игра.
Какие важные принципы заложены в «Читательском дневнике»?
Ключевой принцип — свобода. Ничто так не дисциплинирует читателя, как свобода мыслить.
В обычной жизни она ущемляется регулярно, особенно у детей. Например, их сочинения по литературе часто оцениваются учителями субъективно, из-за чего подростки редко пишут искренние сочинения, предпочитая получить 4 и 5 за списанное из сети или сборников условно «лучших сочинений».
Также «Читательский дневник» дает своему владельцу приватность. Право побыть наедине с книгой, а не рассказывать, стоя у доски, всему классу о своих личных переживаниях.
И вариативность. Один ребенок сутки просидит, фантазируя над рецензией, а другой ее пролистнет, но заинтересуется кроссвордом, составит его и подсунет брату, чтобы тот разгадал.
Что было самым сложным в работе над этим проектом?
Ничего сложного не было. Я люблю свою работу книжным гидом, литературу и детей. Это было несколько счастливых вечеров, когда я перебирала свои записи с прошедших встреч с учениками, их иллюстрации, фанфики, интеллектуальные карты… И решала, страницы с какими читательскими играми стоит включить в первую очередь. Выбор был большим. Конечно, не все вошло в «Читательский дневник».
А что же делать, если ребенок не хочет вести даже такой интересный читательский дневник? Заставлять, увлекать?
Если ребенок не хочет читать интересную и хорошо иллюстрированную книгу, отказывается вести красочный читательский дневник с небанальными вопросами, не хочет вместе пойти в книжный магазин за покупкой нового томика о драконах, значит, его уже заставляли. Необязательно мама и папа, может быть, учитель в школе или бабушка.
Отвращение к литературе — приобретенная черта. По природе человек любопытен. Разве есть ребенок, который, научившись ходить, не открывал бы все шкафчики, чтобы заглянуть туда? Книга тоже такой шкафчик. Если ее не хочется открыть, значит, мешает негативный читательский опыт: высмеивали ошибки при чтении вслух, критиковали выбор произведения, принуждали, нетактично высказывались о мнении ребенка по поводу книги.
Заставлять заполнять «Читательский дневник» не нужно, нужно восстанавливать доверие. О том, как это сделать, можно почитать у Пеннака. Может быть, и я когда-нибудь напишу об этом. Есть мечта.
Ведете ли вы сами читательский дневник? Если да, то как он вам помогает?
Я читаю все книги с карандашом, оставляя на полях комментарии, подчеркивая разными линиями цитаты, которые хочу сохранить в памяти, важные для сюжета фрагменты и слова, значение которых мне нужно уточнить в словаре. Таким образом, каждая прочитанная книга из моей библиотеки является частично и моим дневником. Для меня это удобно, так как в неделю я прочитываю около 5 книг, чтобы подобрать литературу для учеников с разными интересами и ожиданиями от встреч с книжным гидом. Когда я готовлюсь к обсуждению давно прочитанного мной произведения, мне не нужно его читать повторно, достаточно пройтись глазами по моим карандашным комментариям.
Помимо этого у меня есть близкие, с которыми я переписываюсь по имейлу, в социальных сетях и даже с двумя особенно любимыми людьми бумажными письмами. В них я очень часто рассказываю о книгах, которые меня особенно впечатлили. Иногда в процессе сочинения такого письма прихожу к новым мыслям о знакомых текстах. Это заменило мне практику ведения личного читательского дневника, которая была моей привычкой с детства и до 23 лет.
Может ли быть читательский дневник полезен взрослому?
Конечно. Нам также хочется разгадать рецепт из книги, может быть, не шоколадных лягушек магов из вселенной Роулинг (хотя, если четно, и их тоже), а еще и любовного напитка из средневекового романа о Тристане и Изольде. Нам тоже любопытно погулять по местам произведения. Иногда хочется переписать конец книги.
Мы же не перестаем мыслить и чувствовать, выпустившись из школы, а читательский дневник создает нам безоценочное пространство для творчества и рефлексии.
Расскажите о ваших новых проектах?
Мы продолжаем читать книги со взрослыми и детьми во всех возможных форматах: группами и индивидуально, онлайн и офлайн. С сентября появится больше площадок, где нас можно увидеть. Помимо этого, мы готовимся ко второму Семейному литературному фестивалю «Книжный гид».
Главное наше дело — волонтерская программа «Книжного гида», в рамках которой мы набираем, обучаем работать по нашим методикам, аттестовываем и распределяем добровольцев по детским домам, поддерживаем и консультируем их на протяжении всего времени, пока они читают с сиротами книги каждую неделю. В сентябре мы будем обучать третий набор волонтеров.
Также нас сейчас интересуют возможности книги как инструмента инклюзии и интеграции. Мы совместно с Литературным музеем разрабатываем программу для многофункциональных аутистов. Хотим создать программу для детей мигрантов, обучающую их русскому языку через чтение.
Есть очень много — без преувеличения мировых — проблем, которые можно решить с помощью литературы.