Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
Как вырастить эмоционально гибкого ребенка?
4 июня 2018 23 404 просмотра


Таня Бурцева

«Современные родители — пожалуй, самые осведомленные и сознательные за всю историю человечества», — считает автор книги «Эмоциональная гибкость» Сьюзен Дэвид. Мы заранее планируем будущее ребенка, тщательно обдумываем выбор школы, университета, а затем и такую работу, которая, может быть, позволит ему жить достойно. Но стремясь воспитать в детях уверенность и развить их потенциал, мы чрезмерно пытаемся оградить их от любых негативных переживаний. «Даже те родители, которые не опускаются до гиперопеки и не вмешиваются в каждую мелочь, все равно хотят, чтобы их дети жили здоровой, продуктивной, успешной жизнью», — отмечает Сьюзен.

Лучшее, что мы сейчас можем сделать ради своих детей, — это научить их эмоциональной гибкости. Она не оградит их от разочарований, но поможет развить способность к адаптации и упорство, которые нужны для того, чтобы преуспевать и совершенствоваться, невзирая на трудности.

Вдохновляй примером

Самый эффективный способ научить детей эмоциональной гибкости — подать им пример. Трудно справляться, когда дочь орет: «Я тебя ненавижу!», а сын приходит из школы заплаканный. Но такие ситуации дают возможность продемонстрировать свою эмоциональную гибкость: когда вы не реагируете на собственные эмоции, а ведете себя спокойно и стараетесь понять, почему ребенок испытывает такие чувства.

Когда ребенок плачет в кабинете врача, когда ему ставят прививку, не лучший способ его успокоить — это говорить, что все хорошо. Младенцу, который лежит голый и беспомощный в холодной комнате, где страшная чужая тетка колет его иголками, это «все хорошо»?! Не отрицайте крайне болезненное для ребенка обстоятельство. Он имеет право выражать свои эмоции, а не запирать их в себе.

Мальчики не плачут?

Есть ли у вас правила выражения чувств? Например, «Большие мальчики не плачут». Оно показывает ребенку, что неприятные эмоции — это признак слабости и их надо избегать. Еще одна ошибка — преуменьшать разочарование или печаль ребенка: «Да он просто устал», «Она проголодалась», «Перебесится». Либо когда мы предлагаем детям смотреть на неприятности через розовые очки: «Ну, милая, ты же сама знаешь, что преувеличиваешь», «Все хорошо». Еще одна ловушка на пути родителей — стремление исправить ситуацию. Например, когда ребенок приходит домой из школы и говорит: «Со мной никто не хочет играть», а вы тут же бросаетесь на помощь: «Не плачь, давай я с тобой поиграю».

Такие слова приносят больше вреда, чем пользы. Так мы лишаем ребенка критически важной возможности проработать свои неприятные эмоции — встретиться с ними лицом к лицу и чему-то научиться. К тому же мы невольно внушаем ребенку, что сам он не справится.

Безусловная поддержка

Ребенок должен чувствовать, что он любим, защищен и его всецело принимают таким, какой он есть. Такое ощущение безопасности в психологии называется надежной привязанностью. Благодаря ей эмоциональная жизнь ребенка будет стабильнее до подросткового возраста и положительно скажется на взаимоотношениях во взрослом возрасте.

Зная, что его не перестанут ценить, не отвергнут, не накажут и не пристыдят за его эмоции, какими бы они ни были, ребенок проверяет на практике, что такое печаль, радость или гнев. Он постепенно осознает, как справляться с эмоциями и как на них реагировать.

Это не значит, что вы должны мириться с истериками или нерациональными поступками. Вы просто даете ребенку понять, что его чувства реальны и так же важны, как чьи бы то ни было. Помогите ему научиться распознавать и называть свои эмоции: «Я вижу, тебя очень это раздражает. Да, я понимаю, что сейчас ты хочешь продолжить играть».

Важные уроки

Ребенок, который может свободно испытать весь спектр эмоций, усваивает несколько ключевых уроков:

  • Эмоции проходят. Такова их природа.
  • Эмоции не страшны. Каким бы большим или угрожающим они ни казались, я — больше и сильнее их.
  • Эмоции нас учат. То, что я могу узнать у них, поможет мне понять, что на самом деле важно для меня — и для других.

Самостоятельность

Автономность — критически важный для нравственного развития ребенка элемент. Она означает самоуправление, самостоятельность, а не прогулки по ночам в компании друзей-хулиганов.

Вот как можно способствовать развитию автономности у ребенка:

  • Уважайте его за те качества, которыми он обладает (например, любит рисовать), а не за те, какие желали бы в нем видеть (например, спортивные таланты).
  • Предоставляйте ему свободу выбора всегда, когда можете. Но это не значит вообще не ставить границ, не задавать ожиданий или потворствовать всем капризам.
  • Когда вы не можете предоставить выбор, объясняйте свое решение Если малыш не понимает, почему надо держать маму за руку, когда переходишь дорогу, объяснение «Потому что я так сказала!» не способствует развитию автономности. «Потому что ты маленький и водители тебя могут не заметить, а меня они хорошо видят», — другое дело.
  • Как можно реже применяйте внешние поощрения — наклейками, игрушками, деньгами — за такие достижения, как хождение на горшок, выученные уроки или хорошие оценки.

Поощрение автономности также помогает ребенку выработать собственный набор ценностей, отдельный от родительских правил и поощрений, — свой путь на будущее.

Эмпатия

Быть эмоционально гибкими родителями означает не просто проявлять эмпатию к ребенку в данный момент, а регулярно показывать пример эмпатического поведения, чтобы дети приучились вести себя так же. Допустим, вам непонятно, почему первый день в новой школе — это страшно, но вы можете признать, что ребенок это воспринимает именно так. Вы одновременно вселяете в него уверенность и поощряете естественный инстинкт учитывать чувства других людей. Обсудите с ним, кому еще в классе может быть одиноко и неловко? Почему хулиганы хулиганят, какие эмоции управляют ими?

Благодаря эмпатии вырастают дети, которые замечают, что одноклассника не позвали играть, что у кассира в магазине плохое настроение, что старушке надо помочь перейти дорогу. Повзрослев, они, скорее всего, будут еще тоньше ощущать несправедливость и помогать другим людям увереннее чувствовать себя в коллективе и в обществе в целом.

По материалам книги: «Эмоциональная гибкость».

Картинки в статье — кадры из мультфильма «Головоломка».

Похожие статьи