«Современные родители — пожалуй, самые осведомленные и сознательные за всю историю человечества», — считает автор книги «Эмоциональная гибкость» Сьюзен Дэвид. Мы заранее планируем будущее ребенка, тщательно обдумываем выбор школы, университета, а затем и такую работу, которая, может быть, позволит ему жить достойно. Но стремясь воспитать в детях уверенность и развить их потенциал, мы чрезмерно пытаемся оградить их от любых негативных переживаний. «Даже те родители, которые не опускаются до гиперопеки и не вмешиваются в каждую мелочь, все равно хотят, чтобы их дети жили здоровой, продуктивной, успешной жизнью», — отмечает Сьюзен.
Лучшее, что мы сейчас можем сделать ради своих детей, — это научить их эмоциональной гибкости. Она не оградит их от разочарований, но поможет развить способность к адаптации и упорство, которые нужны для того, чтобы преуспевать и совершенствоваться, невзирая на трудности.
Вдохновляй примером
Самый эффективный способ научить детей эмоциональной гибкости — подать им пример. Трудно справляться, когда дочь орет: «Я тебя ненавижу!», а сын приходит из школы заплаканный. Но такие ситуации дают возможность продемонстрировать свою эмоциональную гибкость: когда вы не реагируете на собственные эмоции, а ведете себя спокойно и стараетесь понять, почему ребенок испытывает такие чувства.
Когда ребенок плачет в кабинете врача, когда ему ставят прививку, не лучший способ его успокоить — это говорить, что все хорошо. Младенцу, который лежит голый и беспомощный в холодной комнате, где страшная чужая тетка колет его иголками, это «все хорошо»?! Не отрицайте крайне болезненное для ребенка обстоятельство. Он имеет право выражать свои эмоции, а не запирать их в себе.
Мальчики не плачут?
Есть ли у вас правила выражения чувств? Например, «Большие мальчики не плачут». Оно показывает ребенку, что неприятные эмоции — это признак слабости и их надо избегать. Еще одна ошибка — преуменьшать разочарование или печаль ребенка: «Да он просто устал», «Она проголодалась», «Перебесится». Либо когда мы предлагаем детям смотреть на неприятности через розовые очки: «Ну, милая, ты же сама знаешь, что преувеличиваешь», «Все хорошо». Еще одна ловушка на пути родителей — стремление исправить ситуацию. Например, когда ребенок приходит домой из школы и говорит: «Со мной никто не хочет играть», а вы тут же бросаетесь на помощь: «Не плачь, давай я с тобой поиграю».
Такие слова приносят больше вреда, чем пользы. Так мы лишаем ребенка критически важной возможности проработать свои неприятные эмоции — встретиться с ними лицом к лицу и чему-то научиться. К тому же мы невольно внушаем ребенку, что сам он не справится.
Безусловная поддержка
Ребенок должен чувствовать, что он любим, защищен и его всецело принимают таким, какой он есть. Такое ощущение безопасности в психологии называется надежной привязанностью. Благодаря ей эмоциональная жизнь ребенка будет стабильнее до подросткового возраста и положительно скажется на взаимоотношениях во взрослом возрасте.
Зная, что его не перестанут ценить, не отвергнут, не накажут и не пристыдят за его эмоции, какими бы они ни были, ребенок проверяет на практике, что такое печаль, радость или гнев. Он постепенно осознает, как справляться с эмоциями и как на них реагировать.
Это не значит, что вы должны мириться с истериками или нерациональными поступками. Вы просто даете ребенку понять, что его чувства реальны и так же важны, как чьи бы то ни было. Помогите ему научиться распознавать и называть свои эмоции: «Я вижу, тебя очень это раздражает. Да, я понимаю, что сейчас ты хочешь продолжить играть».
Важные уроки
Ребенок, который может свободно испытать весь спектр эмоций, усваивает несколько ключевых уроков:
- Эмоции проходят. Такова их природа.
- Эмоции не страшны. Каким бы большим или угрожающим они ни казались, я — больше и сильнее их.
- Эмоции нас учат. То, что я могу узнать у них, поможет мне понять, что на самом деле важно для меня — и для других.
Самостоятельность
Автономность — критически важный для нравственного развития ребенка элемент. Она означает самоуправление, самостоятельность, а не прогулки по ночам в компании друзей-хулиганов.
Вот как можно способствовать развитию автономности у ребенка:
- Уважайте его за те качества, которыми он обладает (например, любит рисовать), а не за те, какие желали бы в нем видеть (например, спортивные таланты).
- Предоставляйте ему свободу выбора всегда, когда можете. Но это не значит вообще не ставить границ, не задавать ожиданий или потворствовать всем капризам.
- Когда вы не можете предоставить выбор, объясняйте свое решение Если малыш не понимает, почему надо держать маму за руку, когда переходишь дорогу, объяснение «Потому что я так сказала!» не способствует развитию автономности. «Потому что ты маленький и водители тебя могут не заметить, а меня они хорошо видят», — другое дело.
- Как можно реже применяйте внешние поощрения — наклейками, игрушками, деньгами — за такие достижения, как хождение на горшок, выученные уроки или хорошие оценки.
Поощрение автономности также помогает ребенку выработать собственный набор ценностей, отдельный от родительских правил и поощрений, — свой путь на будущее.
Эмпатия
Быть эмоционально гибкими родителями означает не просто проявлять эмпатию к ребенку в данный момент, а регулярно показывать пример эмпатического поведения, чтобы дети приучились вести себя так же. Допустим, вам непонятно, почему первый день в новой школе — это страшно, но вы можете признать, что ребенок это воспринимает именно так. Вы одновременно вселяете в него уверенность и поощряете естественный инстинкт учитывать чувства других людей. Обсудите с ним, кому еще в классе может быть одиноко и неловко? Почему хулиганы хулиганят, какие эмоции управляют ими?
Благодаря эмпатии вырастают дети, которые замечают, что одноклассника не позвали играть, что у кассира в магазине плохое настроение, что старушке надо помочь перейти дорогу. Повзрослев, они, скорее всего, будут еще тоньше ощущать несправедливость и помогать другим людям увереннее чувствовать себя в коллективе и в обществе в целом.
По материалам книги: «Эмоциональная гибкость».
Картинки в статье — кадры из мультфильма «Головоломка».