Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Круги отношений: что такое личное пространство ребенка
2 ноября 2016

Ольга Сумкина
Ольга Сумкина

Привет, меня зовут Ольга. Сегодня мы хотим обсудить важную тему личное пространство ребенка и его границы. Сначала поговорим о теории вопроса,  а потом вместе с моим сыном Артемом перейдем к практике  возьмем в руки карандаши, ножницы, цветную бумагу и через творчество попытаемся разложить информацию по полочкам.

Почему эта тема важна?

  1. Если ваш ребенок будет знать, что такое личное пространство, это  позволит предотвратить различные виды психического (эмоционального), физического и сексуального насилия над ним со стороны взрослых.
  2. Если ваш ребенок будет понимать, кто может находиться рядом с ним в границах его личного пространства кто может держать его за руку, обнимать, целовать, усаживать на колени, то при нарушении его личной зоны комфорта он почувствует это и поступит правильно.

А что значит «поступить правильно»? Это значит, что нужно совершить действия по алгоритму, который назовем «Три шага».

Алгоритм «Три шага»

Шаг первый

Если возникает ситуация, когда нарушается личное пространство ребенка, он должен почувствовать и понять:

  • что ситуация является некомфортной или опасной;
  • что его личное пространство нарушено без его разрешения;
  • что ему не нравится ситуация, в которой он находится, и он хочет прекратить то, что происходит

Шаг второй

Ребенок должен попытаться сам остановить некомфортную или опасную ситуацию, сделав что-либо. Он должен сказать себе: «Стоп! Мне некомфортно».

Самое сложное для ребенка — остановить ситуацию и сказать вслух о своих чувствах.

Не все дети могут быстро выразить свой протест. Чувство страха или чувство стыда ребенка в этот момент могут перевешивать чувство «некомфорта» или даже чувство надвигающейся опасности.

Ребенок  может подумать, что бояться это стыдно. «Зачем мне бояться и говорить о некомфортной ситуации родителям, учителям или друзьям? Лучше я промолчу и буду сильным в глазах взрослых и детей».

Ребенок может испытывать страх быть непонятым. «Если я  расскажу о чем-то неправильном своим друзьям, надо мною будут смеяться».

Шаг третий

Если ребенок сам не может справиться с ситуацией, он должен обратиться за помощью. В первую очередь к  родителям.  Если их рядом нет, то к взрослым людям, которые могут помочь. Это учителя, медицинские работники, полицейские.

Если некомфортная ситуация возникла на улице и рядом с ребенком нет взрослых, к которым он может обратиться за помощью, то он должен знать, что можно зайти в любой большой магазин, в аптеку или на почту и обратиться за помощью. Нужно говорить: «Мне страшно, помогите мне пожалуйста, позвоните моим родителям». Ребенок должен действовать так до тех пор, пока кто-либо из взрослых не поможет ему и не позвонит родителям.

Задача взрослых — рассказать  ребенку о том, что  делать в подобных ситуациях.

Круги отношений

Как сделать так, чтобы ребенок усвоил информацию про личное пространство? Как научить ребенка применять её в ежедневных ситуациях?

Это можно сделать в форме практического занятия, состоящего из двух частей (теория и практика).

Вам понадобится инструкция «Circles of relationships», или «Круги отношений». Эта схема используется в школах Европы для объяснения детям темы про личное пространство.

image03

Для проведения занятия необходимо заранее:

  • сделать одну схемуинструкцию из цветного картона и подготовить цветной картон для изготовления схемы ребенком;
  • начертить другую схемуинструкцию на листе формата А4 простым карандашом (чтобы ребенок мог раскрасить её).

Размеры схемы-инструкции «Круги отношений», которую подготовили мы.

Круг 1 (фиолетовый) диаметр 3 см, круг 2 (синий) диаметр 4 см, круг 3 (зеленый) диаметр  5 см, круг 4 (желтый) диаметр 6 см, круг 5 (оранжевый) диаметр 7 см, круг 6 (красный) диаметр 9 см.

Схему лучше  разместить на  листе формата А4 в горизонтальном виде.

image02Схемаинструкция, сделанная мною заранее из цветного картона.

image05

Схема-инструкция, подготовленная для раскрашивания.

Первая часть занятия   детские вопросы и взрослые ответы

Мы с Артёмом рассмотрели «Круги общения», сделанные из цветной бумаги.  Обсудили название, цвет и значение каждого круга.

Главное:

  • Каждый круг это определенная группа людей, с которыми ребенок вступает во взаимные отношения ежедневно (члены семьи, друзья, знакомые и незнакомые взрослые).
  • Отношения ребенка могут быть доверительными или не доверительными в зависимости от группы людей (цвета круга).
  • Акцент при доверительных отношениях делается на принципе уважения личного пространства вашего ребенка  и уважении вашим ребенком личного пространства другого человека (участника взаимоотношений).

Фиолетовый круг это круг, обозначающий личное пространство ребенка.

Это ты и твое тело. Это все твоё и принадлежит тебе. Взрослые люди только помогают тебе расти и развиваться. Ни один взрослый человек не может  нарушить твое личное пространство без твоего согласия.

Но ты тоже не можешь нарушать личное пространство других людей твоих друзей и одноклассников, твоих родителей и родственников. Назовем этот круг «круг Я».

Синий круг, имеющий название «Family» или «Семья».

В этом кругу живут самые близкие тебе люди, с которыми ты общаешься постоянно. Это мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки, дяди и тети.

Но! Ты должен понимать, что у каждого человека в твоей семье тоже есть свое личное пространство. Ты должен уважать личное пространство членов твоей семьи, а они не должны пересекать границы твоего личного пространства. 

Зелёный круг, который называется «Friendship» или «Дружба».

Зелёные отношения это отношения с друзьями. Ты не должен нарушать личное пространство друзей, ты не должен обнимать своих друзей, если они этого не хотят, не должен садиться к ним на колени, не должен целовать их в щечку (если дружат мальчик и девочка).

Но и твои друзья должны соблюдать границы твоего личного пространства.

Следующий круг желтый. Его название «Acquaintance» или «Знакомые».

Желтые отношения это отношения со взрослыми и детьми, которых ты знаешь не очень хорошо. Иногда ты разговариваешь с ребятами, с которыми живешь в одном доме или ходишь в музыкальную школу.

Но! Нельзя заставлять разговаривать других детей, задавать им много вопросов, если они сами не хотят этого. Иначе ты нарушишь их личное пространство.  

Если же малознакомый человек нарушит твое личное пространство, ты действуешь по алгоритму «Три шага».

Пятый круг оранжевого цвета. Его название «Community helpers» или профессиональные помощники.

Это люди, которые могут помочь, если тебе нужно. Это учителя, полицейские, врачи, воспитатели и другие. Иногда их можно отличить по специальной форме. Ты можешь обратиться к ним за помощью, если оказался один и понял, что попал в опасную ситуацию.

Красный круг, который называется «Strangers» или незнакомцы.

Это все люди, с которыми ты не знаком.

Даже если незнакомый взрослый человек (мужчина или женщина):

  • начинает задавать тебе на улице вопросы про тебя, твою семью, твоих родственников;
  • дает тебе конфеты или жвачку;
  • зовет в кино или в гости;
  • предлагает проводить тебя до квартиры;
  • говорит, что знает твою семью и родителей, что их послал за тобой  твой папа или твоя мама;
  • просит помочь найти магазин, аптеку или остановку

то ты не веришь им и поступаешь так:

  • не разговариваешь с незнакомыми людьми,
  • не отвечаешь на их вопросы,
  • ничего не берешь у них,
  • не задаешь вопросов сам,
  • никуда не идёшь с незнакомыми людьми,
  • не садишься с ними в машину, автобус, трамвай;
  • не помогаешь незнакомым людям искать магазин, аптеку или остановку;
  • ты уходишь от них, как будто ты их не слышишь.
Познакомьте ребенка с каждым кругом общения, чтобы он мог отличать опасную ситуацию от безопасной.

Мнение профессионала

Мы попросили высказать мнение о методике опытного педагога, психолога и заместителя заведующей МБДОУ «Частинский детский сад» (Пермский край) Марину Николаевну Панькову:

Методика «Круги общения» является, на мой взгляд, простым и доступным способом научить детей основам безопасного поведения. Методика охватывает практически все виды взаимоотношений между ребенком и внешним миром. Важная информация дается ребенку доступно в игровой форме. Наряду с вопросами безопасности ребенок учится социализироваться в современном обществе, познает правила общения, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни, которые помогут ему завести друзей, быть успешным и самодостаточным человеком.

image00

Вторая часть занятия. Как мы делали круги общения 

Далее мы перешли ко второй практической и творческой части занятия.

Необходимые материалы:

  • Цветной картон (наличие 7 цветов фиолетовый, синий, зеленый, желтый, оранжевый,  красный и белый)
  • Ножницы
  • Циркуль
  • Простой карандаш
  • Цветные карандаши или фломастеры
  • Клей
  • Линейка.

Артём открыл готовальню, достал циркуль, рассмотрел  его внимательно и удивился, что он острый.

image04

Артём попробовал сам начертить круги разных размеров. Было непросто!

Пришлось ему помочь.

image07

Вырезаем круги.

image06

Наклеиваем круги от большего к меньшему.

image09

Раскрашиваем вторую заготовленную схему.

image08

Подписываем название кругов и продолжаем обсуждение вопроса про личное пространство.

image10

Советы

  • Придумайте заранее (до обсуждения вопроса про личное пространство ребенка) разные практические ситуации, которые могут возникнуть в жизни вашего ребенка в зависимости от его ежедневных дел (школа, секция, свободное время).
  • Уделяйте время обсуждению вопроса про личное пространство ребенка два раза в неделю по несколько минут .

Личное пространство ребенка — мир, в котором должно быть  безопасно и спокойно. Методика «Круги общения» — ваш помощник. Обсуждая вопрос каждую неделю, вы сможете помочь маленькому человечку установить границы личного пространства. Ребенок научится  различать опасные и неопасные ситуации, применяя полученный игровой опыт в жизни.

 

Рубрика
Психология
Похожие статьи