Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Эмоциональный интеллект и детские страхи
25 июня 2016 8 363 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Ключ к успешному воспитанию стоит искать не в сложных теориях и семейных правилах, а в понимании и сопереживании своему ребенку. Сочувствуя своим детям и помогая им справиться с негативными эмоциями, вы формируете взаимное доверие и привязанность, учите детей быть чуткими и ответственными и в конце концов определяете их будущее.

Именно поэтому сегодня особое внимание уделяется именно эмоциональному воспитанию детей. Об этом говорят педагоги, психологи, родители. О важности эмоционального воспитания сказал Герман Греф в своем выступлении в «Сколково». После прочтения книги об эмоциональном интеллекте он осознал, что многое делал неправильно, воспитывая своего сына.

Как сделать все правильно и помочь детям вырасти счастливыми людьми, которые умеют управлять своими эмоциями?

Сегодня мы поговорим о том, как справляться с эмоциями, которые вызывают детские страхи.

Одна из причин, по которой фантазийные игры так популярны среди детей четырех-семи лет, вероятно, в том, что они помогают детям справиться со множеством сильных страхов, которые испытывают в раннем детстве. И хотя количество тревожных переживаний детей младшего возраста может показаться бесконечным, по сути все они сводятся к небольшому набору базовых страхов.

СТРАХ БЕССИЛИЯ

Почему дети пяти лет говорят о «разбойниках, злых людях, монстрах» и ищут способы сразиться с ними? Дело в том, что подобные фантазии помогают детям справиться с естественными чувствами бессилия и уязвимости. Несомненно, сила монстров пугает и отталкивает детей, но им нравится представлять, что они побеждают то, чего боятся. Так они могут чувствовать себя более сильными и менее уязвимыми.

Страшно

Почему дети боятся? – Источник.

Родители с помощью эмоционального воспитания могут дать своим детям возможность почувствовать себя сильнее. Как и у малышей, самооценка детей этого возраста повышается, если им предоставляют выбор: что надеть, что есть, как играть и так далее. Еще одна важная стратегия — предоставление детям самостоятельности в том, что они уже умеют. Не важно, чему они учатся — мыть голову или играть в новую компьютерную игру, — детям нужно, чтобы родители помогали и направляли, но ни в коем случае не были навязчивыми.

Если ваш ребенок расстроился, что у него не получилось завязать шнурки на ботинках, не делайте это за него, потому что так вы покажете, что не верите в его силы. Вместо этого произнесите слова, свидетельствующие, что вы его понимаете, например: «Иногда очень сложно завязать длинные шнурки». Тогда, даже если ребенок все же попросит вас о помощи, он будет знать, что вы понимаете, что он испытывает.

СТРАХ БЫТЬ БРОШЕННЫМ

Существует естественная причина, по которой дети зачарованно слушают такие сказки, как «Белоснежка», в которой отец умирает и оставляет дочь со злой мачехой, или «Приключения Оливера Твиста», где мальчик-сирота должен заботиться о себе, занимаясь воровством.

В этих историях проговаривается страх, общий для большинства детей дошкольного возраста, что однажды их могут бросить. Этот страх кажется детям очень реальным, и он очень широко распространен, поэтому родителям не следует использовать его ни в качестве угрозы, чтобы поддержать дисциплину, ни в качестве «шутки». Каждый раз, когда ваш ребенок выражает этот страх, используйте методы эмоционального воспитания, чтобы признать его чувства. Убеждайте детей, что вы всегда будете любить его и хорошо о нем заботиться.

Расставание

Малыш всегда боится, что его бросят. – Источник.

СТРАХ ТЕМНОТЫ

Для детей темнота воплощает великое неизвестное, это то место, где обитают все их страхи и монстры. Когда дети подрастут, они будут понимать, что темнота не всегда бывает страшной, но в этом возрасте им требуется ваша помощь, поэтому, если ваш ребенок боится темноты, оставляйте в его комнате небольшой свет и говорите ему, что вы рядом и в случае необходимости он всегда может вас позвать. Не думайте, что, отрицая страх темноты, вы сделаете ребенка более сильным.

СТРАХ НОЧНЫХ КОШМАРОВ

Кошмары пугают всех детей, но особенно страшными они могут быть для детей младшего возраста, которым еще трудно отличить сны от реальности. Если ваш ребенок просыпается в слезах, попробуйте подержать его на руках и поговорить о приснившемся кошмаре, объяснив, что все, что происходило, было не на самом деле.

Кошмар

Ребенку сложно отличить сон от  реальности. – Источник.

Побудьте с ним, пока он не успокоится, и уверьте, что ночной кошмар закончился и что он в безопасности. Хорошо, если вы объясните детям, что такое сновидения и сон. В этом вам пригодится замечательная история про Энни, которую Дорис Бретт написала, чтобы помочь своей дочери справиться с кошмарами. В книге маленькая Энни рассказывает маме о злом тигре, который преследовал ее во сне. Тогда мать дает Энни невидимое волшебное кольцо, которое она должна надевать перед сном. Когда тигр снова начинает преследовать Энни, девочка вспоминает про кольцо и встречается с тигром лицом к лицу. И оказывается, что тигр просто хотел стать ее другом. Так у Энни появился друг, который помогает ей бороться с другими страхами.

СТРАХ РОДИТЕЛЬСКИХ ССОР

Ссоры родителей могут сильно огорчать детей — они чувствуют, что это угроза их безопасности. Становясь старше, дети узнают, к чему могут привести родительские скандалы, и опасаются, что конфликт родителей закончится разводом. Кроме того, дети часто берут на себя ответственность за конфликт, считая, что они стали причиной ссоры родителей. Зачастую дети полагают, что они ответственны за сохранение семьи и в силах разрешить конфликт.

Родители должны стараться не разрешать детям принимать активное участие в своих конфликтах. Кроме того, если ваши дети стали свидетелями спора между вами и вашим партнером, следует показать им, как разрешился конфликт.

Психолог Марк Каммингс писал о том, что маленькие дети не очень хорошо понимают вербальные сигналы, зато быстро успокаиваются, если видят, как мама и папа обнимаются и мирятся.

Ссора

Дети берут на себя вину за ссоры родителей. – Источник.

СТРАХ СМЕРТИ

Даже малыши знают о существовании смерти и могут задавать вам о ней прямые вопросы. Важно, чтобы вы были честным: пусть ваш ребенок знает, что вы понимаете его беспокойство и не считаете его вопросы глупыми или незначительными. Если умер друг, родственник или домашнее животное вашего ребенка, нужно признать его печаль, вызванную потерей, обнять и утешить.

Если вы попытаетесь не обращать внимания или приуменьшить чувства горя и страха, которые ребенок переживает в этот момент, они не исчезнут. Напротив, ребенок будет считать, что вам неудобно говорить о смерти и что в будущем не стоит обсуждать с вами важные чувства.

Чего бы ни боялся ваш ребенок, вы должны помнить, что страх — это естественная эмоция, выполняющая полезную функцию в жизни молодых людей. Конечно, дети не должны быть настолько пугливыми, чтобы бояться исследовать и изучать мир, но они должны знать, что иногда мир бывает очень опасным. И именно страх служит адекватным предупреждением.

Разговаривая с детьми об их страхах, не забывайте использовать основные приемы эмоционального воспитания: помогайте им распознать и обозначить свой страх, когда он появляется, сочувственно и чутко о нем поговорите и вместе придумайте способы борьбы с различными угрозами.

Обсуждая с ребенком стратегии борьбы с такими реальными опасностями, как пожар, болезнь или незнакомые люди, вы даете ему в руки все инструменты для их предупреждения. Например, если ваш ребенок боится пожара, скажите: «Пожар в доме — это действительно страшно. Именно поэтому у нас есть детектор дыма, который предупредит нас, если что-то загорится».

Имейте также в виду, что дети могут говорить о своих страхах иносказательно. Так, мальчик, который спрашивает, существуют ли еще детские дома, скорее всего, не хочет услышать лекцию о политике социального обеспечения детей, а думает о страхе, что его бросят. Вы должны услышать эмоции, которые стоят за этим вопросом, особенно если этот вопрос вашего ребенка касается темы смерти или того, что его бросят.

По материалам книг «Эмоциональный интеллект ребенка».

Обложка поста rusmama.net 
 
 
Рубрика
Психология
Похожие статьи