Наш автор Наташа Кайя (книга «Играем в искусство») знает, как заинтересовать детей искусством. И сегодня она делится полезными советами. Слово Наташе.
Итак, вы решили приобщить ребенка к прекрасному, но не знаете, как к этой задаче подступиться. Для начала избавьтесь от сомнений, мешающих сделать шаг вперед.
За время работы в области искусства я часто сталкивалась с тремя типичными предубеждениями: искусство появляется из ниоткуда по прихоти художника, искусство скучное и искусство недоступное. Подчеркиваю, это предубеждения.
Предвосхищая сомнение начинающих изучение искусства, я написала три небольших пояснения:
1. Искусство — это язык. Это художественный язык, на котором можно говорить и который можно понимать. Искусство решает определенные задачи, а не снисходит на художника в виде вдохновения или творческого порыва. Сначала у художника появляется идея, затем он переводит ее на язык художественных образов с помощью техники, композиции, выбора определенного вида искусства, цвета и т.д. Чтобы оценить произведение во всей полноте, нужно разобраться, как внутреннее (идея) связано с внешним (произведением, выполненном в некотором материале).
Для наглядности приведу пример из истории искусства.
Он связан с появлением стиля барокко. Контекст: XVI век, у католической Церкви проблемы из-за Реформации, власть пошатнулась. Задача: показать могущество и силу католической Церкви, ее богатство. Задача понятна. Какое решение? Художественное решение: огромные масштабы, динамичность и стремительность в композиции и рисунке, буйство красок, накал эмоций и любовь к кульминационным моментам в историях, обилие рельефов, резьбы и золота. Роскошь во плоти. Впечатляет? Конечно!
2. Искусство доступно всем, вопрос только в глубине восприятия.
Первый уровень, базовый, — узнавание объектов (например, вы видите, что на картине изображены люди в комнате, у одного из них есть крылья, а в вазе стоит букет белых лилий).
Второй уровень — вы можете определить сюжет, жанр или направление, то есть поставить это произведение в ряд других (например, вы опознали в картине именно сюжет «Благовещение»).
Третий уровень профессиональный — вы можете поместить произведение в контекст (например, это не просто «Благовещение», а это работа художника Симоне Мартини, который работал в традициях поздней готики, хоть и был современником Джотто, потому что тогда в Сиене… и так далее). Вы находитесь как минимум на первом уровне восприятия искусства — то есть оно доступно и вам тоже.
3. Искусство — это весело! Главное — превратить изучение в игру.
Как изучать искусство с ребенком дома?
Для начала определитесь, какими ресурсами для изучения вы обладаете. Самый минимум — интернет, время и большое желание. В ресурсы также входят: художественные альбомы дома или в библиотеке, детские занятия по истории искусства, музей. Идеально, если вы сможете сходить в музей и посмотреть произведения вживую.
Как рассказывать детям об искусстве. Шпаргалка-подсказка Наташи Кайя. Кликните по картинке – и она откроется в полном размере.Должен ли взрослый разбираться в искусстве, чтобы изучать его с ребенком?
Желательно, но не обязательно.
С какого периода или с каких художников начать знакомство с миром искусства?
— Выберите, изучаете ли вы русское или зарубежное искусство.
— Выберите одно направление или одного художника. В первое время придерживайтесь своего выбора, чтобы не запутаться.
Лучше начинать с классического искусства (до ХХ века). Отлично подойдут передвижники или мирискусники. В зарубежном искусстве удобно начинать тоже с классиков — например, с постимпрессионистов. И начните с фигуративного искусства (изображен окружающий мир в узнаваемом виде).
Как подготовиться к изучению искусства с ребенком?
1. Почитайте хотя бы немного об эпохе и художнике. Попробуйте найти пару интересных фактов, которые наверняка останутся в памяти вашего ребенка.
Например, мирискусник Александр Бенуа всю жизнь собирал коллекцию детских игрушек и хранил ее в разбросанном по комнате виде, чтобы игрушки были в естественном для них состоянии.
2. Постарайтесь найти фотографию художника, его мастерской или его в компании друзей — детям проще говорить о конкретном человеке. И так художники запоминаются лучше!
3. Соберите несколько репродукций картин, которые вы посмотрите с ребенком (подойдет художественный альбом или распечатки из интернета).
Приступаем к изучению
1. Немного расскажите ребенку об эпохе (Тогда были телефоны, самолеты, телевизоры? А огромные магазины? А на чем передвигались? Где жили?). Можете опираться на собственные знания. Свои рассказы о художниках начала ХХ века я обычно начинаю словами: «Во времена, когда не было телевизоров, смартфонов, планшетов и жвачек, когда появились первые автомобили и лампочки были редкостью, жил-был художник..». Все, в глазах ребенка этот художник превратился в почти былинного персонажа, а сказки — это всегда интересно!
2. Покажите ребенку фотографию художника, его мастерской или его друзей. Обсудите внешний вид художника (А сейчас люди так одеваются? Как думаешь, какой у него был характер?). Задайте ребенку такой вопрос, чтобы он мог на минутку перевоплотиться в художника (Покажите походку этого художника. Как он красовался перед зеркалом в этой шляпе? Какой у художника был голос?)
3. После этого самое время познакомиться с произведениями.
Основной принцип
Начинаем обсуждение с того, что сделано, затем как сделано, а в завершении пытаемся понять, почему сделано именно так. То есть через простой анализ пробуем отгадать, как идея художника связана с конкретными техническими приемами.
Примерный план обсуждения произведения:
ЧТО:
— Что ты видишь? (например, люди, вещи, природа и пр.)
— Что происходит? (например, люди бегут, едят и пр.)
— Видел ли ты еще похожие произведения? (например, видел другие натюрморты). Задайте дополнительные вопросы, чтобы ребенок пофантазировал на тему произведения. Например, такие: Что было до или после события, изображенного на картине? Чей это завтрак? Чья эта комната? Где такая природа?
КАК (о технике художника):
— Красиво/некрасиво
— Похоже/непохоже
— Спокойно или динамично
— Какие линии (прямые, острые, упругие и пр.)
— Много ли различных цветов?
— Видны ли мазки?
— Картина с глубоким пространством или кажется плоской?
— Какое настроение в картине? (мрачно, возвышенно, радостно и пр.)
В завершении переходим к десерту — пришло время поиграть в искусство и заодно запомнить увиденное.
Примеры игр в искусство
1. Мозаика
Распечатайте картинку на формате А4 и разрежьте ее на квадратики. Перемешайте их. Нужно собрать картину по принципу обычной мозаики. Можно наперегонки.
2. Угадайка
Распечатайте 8-10 картинок произведений и напишите искусствоведческий диктант. Показывайте ребенку картинку 3-5 секунды. Он должен написать название произведения. Можно устроить соревнование среди детей: кто дал больше правильных ответов, тот победил.
3. Рисование по памяти
Это задание можно превратить в конкурс для детей. Покажите картинку примерно на 10 секунд. Спрячьте. Обсудите, кто что запомнил. Каждый пробует по памяти нарисовать композицию картины. Кто больше вспомнил, у кого больше сходства — тот и выиграл.
4. Перевоплощения
— Попросите ребенка повторить позы персонажей.
— Как и о чем говорят герои?
— Какая походка у персонажей?
Эксперимент. Ради интереса запишите свои впечатления от художника (или направления) и через некоторое время после начала изучения истории искусства вернитесь к этим записям. Изменится ли ваше восприятие этого художника (или направления) по мере накопления знаний по истории искусства?
Обложка поста: шпаргалка Наташи Кайя.