Разбираться в искусстве — здорово. Но вот чтобы этому научится, иногда нужны годы и стопки умных книг. Наташа Кайя, автор книги «Играем в искусство», придумала и нарисовала отличные шпаргалки, которые помогут разбираться в направлениях искусства и взрослым, и детям. Они невероятно полезные и интересные.
Впрочем, Наташа сама расскажет о них. И, конечно, покажет. Кстати, каждую шпаргалку вы можете скачать и распечатать.
Как родилась идея
Идея шпаргалок по истории искусства появилась не случайно — я постоянно ищу эффективные методы обучения истории искусства. При этом сталкиваюсь с типичными проблемами в изучении и преподавании предмета:
Во-первых, лекции в виде сплошных записей на несколько листов очень быстро забываются.
Во-вторых, у большинства людей нет времени на глубокое погружение в материал, а тем более на проверку достоверности фактов и критическую оценку источников.
Шпаргалка по примитивизму. Автор — Наташа Кайя.В-третьих, искусство — это об идеях. Оно как зеркало исканий каждой эпохи: в произведении отражаются представления о мире и его устройстве, об истине, о красоте и морали, о месте человека в жизни. Но большинство лекций почему-то построены на биографиях конкретных художников, перечислении произведений и дат их создания. На деле же, не так важны названия картин, даты и унылые факты из биографии вроде «родился-учился-женился». Ведь все это забывается моментально.
В-четвертых, при преподавании истории искусства в формате «родился-учился-женился» не формируется понимания художественных процессов и их истоков.
Шпаргалка по кубофутуризму. Автор — Наташа Кайя.Мне очень хотелось найти способ донести информацию в сжатом виде (= экономия времени), но при этом осветить явление с разных ракурсов, дать представление о конкретных художественных задачах и способах их решения (= понимание художественных процессов). И добавить несколько интересных фактов, которые могли бы завладеть воображением и остаться в памяти. Так и родилась идея шпаргалок по искусству.
Почему шпаргалки помогут вам быстро разобраться в искусстве
— Все емко и по делу. Формат листа позволяет вместить только действительно важную информацию.
Шпаргалка по аналитическому искусству. Автор — Наташа Кайя.— Иерархия главного и второстепенного. Что-то непременно забудется: дата, факт из биографии или название третьего по счету манифеста именно этого великого художника. Зато в памяти останется главное — понимание сути художественного явления (будь то конкретный мастер, направление или стиль).
— Формат шпаргалки позволяет визуально разделить всю информацию на разные блоки. Так проще запоминать, поскольку одновременно работают разные виды памяти.
Шпаргалка по абстракционизму. Автор — Наташа Кайя.Почему эффективны шпаргалки, написанные искусствоведом
— Они помогают сформировать у читателя грамотное представление об искусстве определенной эпохи, так как только человек, который разбирается в теме искусства, может выбрать самое значимое и правильно расставить акценты.
— Порядочный искусствовед прочитал научную литературу об эпохе/направлении/мастере, проверил факты, изучил дневники и документы — профессиональный взгляд позволяет выделить действительно ключевые особенности.
Шпаргалка по реализму. Автор – Наташа Кайя.Шпаргалки по шести направлениям русского искусства
В книге «Играем в искусство» речь идет о русском искусстве рубежа XIX-XX веков и о шести основных направлениях того времени: реализме, модерне, кубофутуризме, примитивизме, аналитическим искусстве и абстракционизме. Поскольку книга для детей вызвала большой интерес и у взрослых, в дополнение к книге я сделала шесть шпаргалок по каждому из направлений.
Реализм
Бытует мнение, что «реализм» — это когда изображаемое похоже на окружающий мир. Но всегда ли реализм действительно «реализм»?
Кликните по картинке — она откроется в полном размере.Модерн
Какие художественные ценности разделяли мастера эпохи модерна? И как научиться быстро определять, что произведение относится к стилистике модерна? Обо всем этом подробно рассказано в шпаргалке.
Кликните по картинке — она откроется в полном размере.Кубофутуризм
Кубофутуризм — направление в русском искусстве начала ХХ века, появившееся в результате синтеза французского кубизма и итальянского футуризма. В шпаргалке подробно разбираемся, какие черты кубофутуризма откуда пришли, в чем его уникальность и каковы особенности «продвижения» нового направления на арт-сцене.
Кликните по картинке — она откроется в полном размере.Примитивизм
Многих волнует вопрос, почему картины примитивистов признаются шедеврами искусства. Или, например, по каким причинам возник примитивизм? Почему примитивисты сознательно «забывают» ремесло и отворачиваются от реализма в пользу эмоций и чистых идей? И самое главное — на что обращать внимание, чтобы по достоинству оценить своеобразную красоту полотен примитивистов? В шпаргалке есть множество ответов на самые разные вопросы об этом направлении.
Кликните по картинке — она откроется в полном размере.Аналитическое искусство
Одним из первых направлений в искусстве ХХ века, имевшим глубоко проработанную теоретическую базу, было аналитическое искусство. В шпаргалке разбираемся во взглядах на искусство основателя направления — Павла Филонова. А также наблюдаем, как художник благодаря своей технике переводит идеи в художественные образы.
Кликните по картинке — она откроется в полном размере.Абстракционизм
Первые абстракционисты поставили один из самых важных вопросов в современном искусстве: «Достаточно ли одной точки для произведения искусства?». В шпаргалке рассказывается о причинах рождения абстрактной живописи, основных идеях ключевых мастеров и о том, что на самом деле показывает абстракция.
Кликните по картинке — она откроется в полном размере.Ну что, любопытно? У нас еще один сюрприз напоследок.
Мастер-класс по направлениям искусства для детей
Наташа Кайя придумала необычное творческое задание, которое поможет ребенку быстро разобраться в направлениях в искусстве (реализм, модерн, кубофутуризм, примитивизм, аналитическое искусство и абстракционизм) и легко отличать одно от другого.
Вам понадобятся:
шесть фруктов одного вида или муляжи фруктов (продаются в магазинах для дома и сада или в магазинах для творчества)
гуашь или акрил разных цветов
большая и маленькая кисточки.
Идея: каждый фрукт будет символизировать одно из направлений искусства.
РЕАЛИЗМ. Один фрукт оставляем неокрашенным — он будет «представителем» реализма.
Остальные фрукты покрываем белой краской.
Задания для детей по направлениям:
МОДЕРН. Раскрашиваем фрукт красивыми орнаментами.
КУБОФУТУРИЗМ. Обозначаем линией все грани фрукта. Грани можно покрасить в разные цвета
ПРИМИТИВИЗМ. Нужно старательно рисовать плохо. Например, выбирать только неправильные цвета, которыми фрукт не бывает окрашен в природе.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. Рисуем частички или атомы, из которых природа «собрала» фрукт.
АБСТРАКЦИОНИЗМ. Раскрашиваем фрукт одним цветом, ведь форма превыше всего.
Теперь перед вами 6 фруктов, которые наглядно демонстрируют особенности каждого направления искусства.
Обложка поста — шпаргалка по модерну.