Мартин Селигман, опытный детский психолог, в своей книге «Ребенок-оптимист» объясняет, как сформировать у ребенка здоровую самооценку.
Прежде всего нужно приучить ребенка реалистично оценивать свою ответственность за ситуацию. Затем сделать так, чтобы объектом самокритики стали его отдельные поступки, а не поведение вообще.
Автор приводит пример.
Люк Д. учится в пятом классе. Его родители недавно поскандалили по поводу того, кто и как должен заниматься домом и детьми. Мама Люка вернулась на свою работу и теперь рассчитывает, что муж будет ей помогать по хозяйству. По воскресеньям семья Люка всегда собирается в полном составе на завтрак. Пока родители продумывают программу уик-энда, Люк напоминает маме, что ему нужно на тренировку. Миссис Д. просит супруга отвезти мальчика. Тот отвечает, что не может, потому что ему надо подготовиться к завтрашнему заседанию. Разгорается ссора на тему, кто повезет Люка на тренировку. Люк тихонечко покидает столовую. Вот какие мысли посещают Люка: «Ну вот, опять! Мама с папой так часто ругаются в последнее время! И все из-за меня. Я везде мешаю. Если они разведутся, виноват буду я. Я худший ребенок на земле. Я всегда все порчу!
Люк ищет причину проблемы в себе («Я везде мешаю») и называет ее постоянной и универсальной («Я худший ребенок на земле»). Такая самокиртика в корне неверна. Она называется тотальной. Маленький самообвинитель считает проблему результатом неисправимого изъяна своей личности. Подобная самокритика разрушает самооценку, поскольку ребенок считает, что ничего нельзя поменять. Она вызывает пассивность и отчаяние.
Правильная критика называется поведенческой — она связана с временными и локальными факторами. Ребенок критически оценивает определенное действие, а не свою собственную сущность. В отличие от тотальной самокритики, поведенческая указывает на исправимую причину, мотивирует ребенка приложить новые усилия для изменения поведения. Он не впадает в беспомощность и может исправить то, что подлежит исправлению.
По материалам книги Мартина Селигмана.
Книга есть в бумажном и электронном вариантах.