Развитие ребенка
Детские soft skills: какие базовые «гибкие» навыки нужно развивать у ребенка
4 ноября 2021 6 554 просмотра
Развитие ребенка
Детские soft skills: какие базовые «гибкие» навыки нужно развивать у ребенка
4 ноября 2021 6 554 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой строится будущее ребенка и его эффективность во всем: от учебы и работы до личных отношений. К ним относится умение мыслить нестандартно, общаться, грамотно распределять время и другие навыки.

Сегодня расскажем о каждом soft skills и объясним, как их развивать. Стоит отметить, что базовые навыки развиваются в течение всей жизни, но заложить их основу можно уже в раннем детстве.

Что такое soft skills и как определить, что действительно важно для вашего ребенка

Психолог Марина Бабурина (baburina_psiholog) объяснила, в чем суть soft skills:

Родители сегодня понимают, что самое главное — подготовить ребенка к взрослой жизни, сформировав у него важные жизненные навыки. Умение складывать и умножать, безусловно, полезно, но умение отстоять себя в спорной ситуации или способность идти к своей цели (мечте) — куда более ценные навыки.

При этом современная система образования все так же сфокусирована на обучении ребёнка конкретным знаниям. Во взрослом возрасте эти знания не всегда находят свое применение. В реальной жизни только их бывает недостаточно. Среди ключевых жизненных навыков (soft skills) можно выделить: коммуникативный навык, критическое мышление, умение работать в команде, самообучаемость, навык самоорганизации.

Как понять, в каком направлении развивать ребенка? Каждый родитель может выполнить простое упражнение, которое поможет выстроить маршрут развития того или иного навыка. Возьмите лист бумаги и поразмышляйте:

1. Каким вы хотите видеть своего ребенка в 23 года? Самостоятельным, успешным, реализованным в разных сферах, умеющим строить дружеские и личные отношения (опишите подробно качества личности)…

2. А теперь посмотрите на своего 5-7-10-летнего ребенка. Как вы можете уже сейчас начать развивать все эти качества? Возможно, перестанете собирать ему портфель в школу или отправите на секцию, где развиваются навыки работы в команде? Может быть, перестанете наводить порядок в его комнате и научите ребёнка делать это самостоятельно?

Мы, взрослые, понимаем важность жизненных навыков, но в суете повседневных проблем развитие этих навыков уходит на второй план. Однако не стоит забывать, что мы, в первую очередь, родители для ребёнка, а не школьные учителя. Именно мы должны обращать внимание на личностные качества ребенка, а не на средний балл, который не поможет найти друзей или построить гармоничные отношения.

А теперь подробнее расскажем о каждом навыке.

Умение концентрироваться и внимательность

Это базовый навык, на котором строятся все остальные.

Сегодня вокруг нас очень много информации. Мы глотаем ее, не глядя. И дети повторяют за нами. Между тем, жизнь в постоянном информационном шуме вредит развитию ребенка.

Чтобы запоминать новое, необходимо для начала развить способность концентрироваться и сохранять внимание. Без этого невозможно учиться и достигать успехов.

Для развития этого навыка можно использовать самые разные упражнения, например, проводить минуты тишины (ребенку предлагают на минуту сосредоточиться на определенном предмете), искать в комнате предметы определенного цвета (формы), искать в тексте слова, которые начинаются на определенную букву и т.д.

Бинго Аки разработал тетради «KUMON. Найди пару», которые также в игровой форме позволяют детям развивать познавательные способности и концентрацию внимания. В них предлагается искать для каждого предмета пару.

Критическое мышление

Умение мыслить критически — еще один незаменимый навык, который помогает отстаивать свою точку зрения и не принимать все на веру. Объясните ребенку, что мыслить критически означает подвергать сомнению, проверять информацию и задавать вопросы.

Пусть ребенок с раннего возраста тренируется задавать вопросы, обсуждать разные позиции и искать консенсус. На первых порах эти умения можно оттачивать внутри семьи — с близкими. Почему это важно?

Собственное мнение не только помогает определить, что истина, а что нет, но и в долгосрочной перспективе дает шанс стать более интересным и счастливым человеком.

Еще один аспект умения критически мыслить — способность искать нужную информацию в информационном потоке. Критически мыслить не так легко, когда речь о телевидении и интернете. Если мы захотим поинтересоваться, откуда телевидение берет новости, вряд ли получим ответ. Расскажите ребенку, если он читает или слышит что-то, в чем сомневается, пусть поищет информацию онлайн, поспрашивает людей и сформирует собственное мнение.

Логика

Умение логически мыслить и анализировать — важное качество, которое нужно развивать с самого раннего возраста. Именно развитая логика, способность работать с информацией и выявлять закономерности — то, что будут ценить работодатели в будущем.

Важно еще в дошкольном и младшем школьном возрасте сформировать в ребенке эти качества. Что для этого можно сделать? Развить логику, играть в шахматы и с кубиком Рубика, разгадывать головоломки и судоку, учиться прогнозировать (например, чем закончится книга) и решать логические задачки. Детей постарше, которые уже хорошо читают и умеют считать, можно познакомить с азами программирования.

Для малышей от 4 лет подойдут простые логические задачки, которые учат:

  • искать общие признаки;
  • знакомиться с понятием части и целого;
  • определять взрослых животных и их малышей;
  • решать, кто тяжелее;
  • думать, кто/что быстрее;
  • рассуждать: правда или вымысел;
  • дополнять последовательности;
  • поворачивать кубик и представлять его грань.


Задания на развитие логики можно найти, например, в тетради Kumon «Логика» из серии «Развитие мышления»

Пространственное мышление и воображение

Очень важный вид мышления, который стоит выделить отдельно. У малышей пространственное мышление развивается с помощью танцев и двигательной активности. Сначала у ребят формируется крупная моторика и позднее — мелкая.

Неспособность ориентироваться в пространстве — проблема многих детей. Как тренировать? Играйте с детьми в разнообразные пространственные игры — «найди предмет по инструкции» (по указаниям — «левее, направо, выше…»). Давайте им поручения, связанные с освоением пространства (принеси предмет, он лежит вот там — «на второй полке», «за», «перед», «около» и т.д.). Занимайтесь физкультурой и подвижными играми на улице и дома, например, с мячом.

Быстро развить пространственное мышление и мелкую моторику у дошкольников поможет тетрадь «Kumon. Развитие мышления. Пространственное мышление», а также все тетради и книги с лабиринтами.

Коммуникативные навыки и работа в команде

С общения начинается абсолютно все. Оно необходимо во всех сферах нашей жизни: от учебы до личной жизни. Именно поэтому развивать коммуникативные навыки очень важно с раннего возраста. Мы должны научить своих детей дружить, сопереживать, договариваться, разрешать конфликты и защищать себя в случае необходимости.

Умение дружить не дается от рождения — ему нужно учиться. В этом поможет самостоятельность, умение справляться с эмоциями и эмпатия.

Психологи утверждают: детям, в семьях которых теплые и доверительные отношения, легче заводить друзей и разрешать конфликты на детской площадке. Если же родители регулярно играют со своими детьми, те, скорее всего, будут с удовольствием играть со сверстниками.

Кроме того, очень важно научить ребенка принимать чужую точку зрения и аргументировать свою, работать в команде и находить общий язык с разными людьми. Этому тоже можно научиться через дружбу.

Как начать разговор с незнакомцем

Этот пошаговый алгоритм на первый взгляд кажется очень простым, но он поможет застенчивому ребенку завязать знакомства. Советы больше подойдут для школьников.

Если очень сложно, можно заранее попрактиковаться. Ничего особенного выдумывать не нужно — начни с простого «привет». Не прячь взгляд и улыбайся (эти детали очень важны) — так ты продемонстрируешь свои добрые намерения и, возможно, поднимешь собеседнику настроение.


Источник

1. Прежде чем к кому-то подойти, обрати внимание, чем этот человек занят и с кем говорит, а также насколько доброжелательно и открыто выглядит. Дружелюбные люди часто улыбаются; менее приветливые обычно спорят или смеются над другими.

2. Подойди к человеку или к компании. Если все разговаривают, стой рядом, пока не появится возможность вступить в беседу. Не перебивай и дождись паузы. Если человек на тебя посмотрит или улыбнется, то, скорее всего, он не против поговорить. Если кто-то стоит один, это лучший момент начать разговор.

3. Первым делом назови свое имя и спроси, как зовут собеседника. Здесь лучше не усложнять, скажи например: «Привет, я Макс, а тебя как зовут?» Когда собеседник назовет свое имя, обязательно повтори его: «Привет, Аня, рад познакомиться!»

Умение мыслить творчески

Если человек умеет мыслить нестандартно, а также подстраиваться под изменчивые условия, он может максимально продуктивно разрешать вопросы абсолютно любой сложности, генерировать новое и находить положительные стороны даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Именно поэтому творческие способности нужно развивать с детства.

В повседневной жизни абсолютно все — приготовление еды или, например, игры — может быть наполнено творчеством.

Существует множество способов, с помощью которых мы, родители, можем добавить искусство в нашу жизнь. Самые очевидные из них — рисование, лепка, развитие речи, словотворчество, сочинение сказок и многое другое. Также вы можете развивать творческие способности с помощью научных экспериментов, прогулок, приготовления еды, ролевых игр.

При правильном подходе творческим упражнением может стать все что угодно. Нужно только отвести место для занятий, положить туда необходимые материалы и инструменты и предложить ребенку новые игры. Вы можете вводить творчество в жизнь вашей семьи постепенно или же в один прекрасный день устроить настоящую революцию. Неважно, как вы это сделаете. Главное, что результат будет впечатляющим.


Скука — отличный повод для творчества. Постарайтесь не давить слишком сильно, заполняя свободное время ребенка

Эмоциональный интеллект

Умение справляться с эмоциями, контроль над сложными переживаниями и эмпатия — то, чему все родители должны научить своих детей. Без этого невозможна счастливая и психологически здоровая жизнь без депрессии, апатии и неврозов.

По мнению психолога Джона Готтмана эмоциональное воспитание — это то, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. Это способность правильно реагировать на негативные чувства ребенка и разговаривать с ним о самых разных эмоциях.

Говорим о чувствах

Первое, чему вы должны научить своего ребенка, обозначать эмоции словами. Даже самые маленькие дети нуждаются в этом. Когда вы говорите малышу: «Я знаю, тебе грустно», вы даете ему понять, что он понят и теперь он знает, как назвать то, что он испытывает.

По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов.

В тот момент, когда мы говорим об эмоции, подключается левая доля мозга, где находятся центры языка и логики, что помогает нам сосредоточиться и успокоиться.

Рекомендация родителям: учите детей описывать свои чувства, помогайте им подбирать правильные слова. Помните: высказанная эмоция переживается гораздо легче.

Многие родители полагают, что эмоции пройдут сами собой, но то заблуждение, которое заставляет детей думать, что злиться плохо и недопустимо. Тот, кто злиться, — гадкий. Итог: дети начинают бояться «плохих» чувств.

Не забывайте: негативные переживания проходят быстрее, если на них обращать внимание. Обсуждайте их с детьми, пытайтесь понять и осознать.

Межкультурная открытость

Сегодня, в эпоху глобализации, недостаточно просто знать иностранный язык, необходимо разбираться в других культурах, традициях, этнических нормах. Это помогает находить общий язык с людьми из других сфер и стран. Развитие этого навыка невозможно без эмпатичности и открытости новому и необычному. Сейчас расскажем, как развивать эти навыки.

Как это развивать

1. Показывайте детям непривычное и давайте им возможности сотрудничества, чтобы те лучше узнали непохожих на них людей. Это развивает сострадание и несет эмпатическое преимущество.

2. Поощряйте общение детей с людьми других национальностей, культур, возрастов, пола, способностей и убеждений. Подавайте им пример восприятия различий.

3. Указывайте ребенку на то, что у него есть общего с другими. Подскажите, какие у него с окружающими есть общие страхи, мечты, чувства, волнения и радости. «Да, он другой национальности, но что он чувствует, когда его не зовут играть?», «Да, он говорит на другом языке, но что его беспокоит так же, как и тебя?», «Да, она учится в коррекционном классе, но так же, как ты, разозлилась, когда пропустила свой автобус». Помогайте ребенку видеть свое сходство с другими, а не различия.


Источник

4. Учите проверять факты. Чтобы разрушить стереотипы, убивающие эмпатию, ребенка важно научить отметать категоричные обобщения вроде «Они ни когда…» или «Они всегда…». За этим обычно следует противопоставление «их» и «нас». Предположим, что подобным образом высказался кто-то из домашних: «Девочки не умеют руководить». Ответ: «Проверка фактов! В ученическом совете несомненно найдутся прирожденные лидеры женского пола!»

5. Говорите «мы». Самолюбование вредит эмпатии, поэтому в разговоре с ребенком специально используйте «мы» вместо «они» и «я». «Что нам делать?», «Что для нас лучше?», «Давайте проголосуем и решим, что лучше для нас». Это вселяет в детей понимание, что мир не вращается вокруг «я». А также учите воспринимать другие точки зрения: «Ты думаешь так, а он иначе. И это нормально».

Эксперт по разнообразию и инклюзивности Кристофер Метцлер считает необходимым открыто обсуждать темы разнообразия в семье с раннего возраста ребенка. В противном случае дети не получают ответов на свои вопросы дома и становятся более подвержены чужому мнению.

Кроме того, очень полезно путешествовать. Оказываясь в других странах, ребенок не только расширяет кругозор, но и с детства понимает, что люди из разных культур смотрят на мир по-разному и имеют разные представления о жизни — и это вполне естественно.

Умение управлять временем и самоорганизация

Навык самоорганизации и умение распределять время пригодятся абсолютно в любой области. Их стоит развивать с детства. Для этого существует много практик и полезных методик, например, методика GTD (управление временем) Дэвида Аллена. Она подскажет, как привести дела в порядок и научиться управлять своей жизнью с юных лет. А еще избавит детей от усталости, стресса, повысит уверенность в себе и научит получать больше удовольствия от жизни. Вот упражнения из этой методики.

Правило двух минут

Правило двух минут гласит: если действие требует меньше двух минут, его нужно выполнить сейчас же. Избавься от него и выброси из головы! К двухминутным задачам можно отнести такие быстрые действия, как сдать домашнюю работу, ответить на сообщение и т. д. Если не разобраться с ними сразу, они накопятся и будут тебя тормозить. Выполнение двухминутных действий — простой способ уменьшить объем работы и освободить пространство. Если ты не можешь выполнить действие за две минуты, придется отложить его на потом.


Источник

Освободи свой мозг

Первый шаг к управлению делами очень прост — освободить от них мозг. Для этого нужно выгрузить все идеи и заботы куда-то за его пределы. Это очень просто.

Твой мозг постоянно возвращается к одной теме? Она вспоминалась тебе несколько раз? Если да, то эта мысль — образчик незавершенного цикла дел, который нужно закрыть.

Запиши свою идею где угодно. Суть в одном: записав, ты выбросишь ее из головы. И поможешь мозгу поверить, что вернешься к ней позже и со всем разберешься. Это закрывает открытые вопросы, даже если дело еще не завершено.

В любой работе также важно уметь организовывать не только себя, но и других людей. Для этого необходимо развивать лидерские качества и формировать у ребенка здоровую самооценку. Все soft skills, о которых мы говорили в этой статье, помогут в этом.

По материалам книг: «Давай дружить!»«Дружелюбные»«Эмоциональный интеллект ребенка»«Как привести дела в порядок — в школе и не только»«Одна привычка в неделю для всей семьи»,

Обложка статьи: pexels.com

Похожие статьи