365 дней вместе
7 детских фраз, которые говорят о неуверенности в себе и отсутствии навыков самоконтроля
7 карточек 2 февраля 33 551 просмотр
365 дней вместе
7 детских фраз, которые говорят о неуверенности в себе и отсутствии навыков самоконтроля
7 карточек 2 февраля 33 551 просмотр

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Чувствовать себя уверенным в любой ситуации сложно, но именно этот навык помогает добиваться результатов. Нужно время и опыт, чтобы обрести внутреннюю силу, которая поможет двигаться вперед.

Сегодня мы расскажем о нескольких фразах-звоночках, которые говорят о том, что ваш ребенок неуверен в себе и плохо контролирует себя. И объясним, что нужно делать, чтобы помочь ребенку.

1
О самооценке. «Я полный отстой» вместо «Я себе нравлюсь»

Мы помогаем детям формировать здоровую самооценку, когда призываем их ставить значимые цели, а затем стремиться к ним со старанием и настойчивостью.

Побуждайте ребенка работать за пределами его зоны комфорта. Если он хорошо читает для уровня четвертого класса, попросите его прочитать несколько книг за пятый класс. Способности развиваются только при решении сложных задач. Дети прекрасно развиваются тогда, когда им дают задания, которые они могут успешно выполнить примерно в пятидесяти процентах случаев.

Не хвалите без разбора, когда чувствуете, что ребенку нужно повысить самооценку; это может иметь противоположный эффект. Для наибольшей пользы похвала должна быть конкретной и сфокусированной на старании.

2
О находчивости. «Мама, помоги!» вместо «Я справлюсь сам»

Учите детей находчивости и объясняйте, что для большинства проблем не существует единственно верного решения. Иногда быть находчивым значит повозиться над чем-то, иногда — сделать перерыв, иногда — придумать что-нибудь самому, а иногда — посоветоваться с кем-то еще. Научите ребенка успокаиваться (закрыть глаза, сделать вдох, сосчитать до десяти, выйти на улицу и прогуляться), чтобы выбор не был продиктован эмоциями. Неумение контролировать эмоции — враг находчивости. Холодный ум способен распределять ресурсы гораздо лучше, чем взволнованный.

Не вмешивайтесь слишком рано. Конечно, намного проще самим все исправить: «У тебя нет чистой пары носков? Вот, возьми мои». Так можно поступать лишь изредка. Если переборщить, вы упустите возможность научить ребенка справляться самостоятельно.

3
Об энтузиазме. «Обожаю» вместо «Да все равно»

Энтузиазм — это хорошо, но действительно ли он необходим для здорового развития? Да, если мы понимаем, что дети выражают его по-разному. Без энтузиазма дети просто совершают какие-то механические движения.

Помните, что у детей может быть много преходящих интересов, а может возникнуть один особый интерес, который будет сохраняться годами, если не всю жизнь. Помните, что это их интересы, а не ваши. Возможно, страсть сына к музыке хеви-метал мешает вам сосредоточиться. Купите наушники (ему или себе!) и посмотрите, куда его приведет интерес к музыке.

Не используйте свою любовь или одобрение как способ манипулировать интересами или степенью энтузиазма ребенка. Фраза вроде «Никто из моих детей не станет механиком» вряд ли погасит интерес к копанию в машинах. Скорее всего, вы просто увеличите дистанцию между собой и ребенком. Не настаивайте на страстности. Многим детям энтузиазма более чем достаточно.

4
О креативности. «Какой правильный ответ?» вместо «Давай посмотрим на это иначе»

Дать нашим детям возможность сделать фальстарт или зайти в тупик, не решая за них, как найти выход, — хороший способ заставить их искать нестандартные решения.

Дети встречают мир с удивлением. Наша задача состоит в том, чтобы они не потеряли своего врожденного любопытства, воображения и креативности. Демонстрируйте искреннее удовольствие и предприимчивость, когда речь идет о творчестве ваших детей.

Дети, имеющие больше возможностей для неструктурированной игры, развивают более гибкие навыки решения проблем, а также более высокий уровень креативности.

Если вы хотите помочь ребенку, оставьте в прошлом мифы, которые не дают многим из нас возможности использовать свои природные таланты. Искры креативности вспыхивают и роятся вокруг нас, как светлячки, и их можно ловить голыми руками, если, однако, мы сами не будем отмахиваться от них или давить. Креативность хрупка, и научиться быть креативным означает научиться дорожить своим уникальным видением и быть достаточно уверенным в себе, чтобы действовать в соответствии с ним.

5
Об отношении к труду. «С меня хватит» вместо «Я не брошу»

Отношение наших детей к работе начинает формироваться задолго до детского сада. Показывайте на личном примере энтузиазм по поводу какой-нибудь тяжелой работы. Некоторые родители настолько переутомлены, что их дети думают, что любая тяжелая работа влечет за собой стресс и усталость. Пусть ваш ребенок знает, что, усердно потрудившись, вы испытываете чувство выполненного долга и гордость. Не постоянно, но достаточно часто, чтобы видеть в тяжелом труде смысл.

Убедитесь, что объем работы, который должен выполнять ребенок, разумен. Если задача трудоемкая и никакие усилия не помогут ему ее выполнить, тогда пользы

от затраченных усилий не будет. Многие дети обливаются слезами, часами сидя над домашней работой, совершенно невыполнимой ни по содержанию, ни по объему.

Не настаивайте на максимальных усилиях ребенка абсолютно во всем. Мы почему-то стали думать, что у детей должны хорошо получаться многие вещи, хотя большинство людей в мире по-настоящему хороши в чем-то одном и не отличаются особыми достижениями в других областях. Сосредоточьтесь на вещах, наиболее важных как для вас, так и для вашего ребенка.

6
Об умении контролировать себя и ситуацию. «Все так делают» вместо «Это неправильно»

Та часть мозга, что отвечает за самоконтроль, — префронтальная кора — развивается полностью примерно к двадцати пяти годам. Это дает нам много времени и возможностей помочь детям развить навыки самоконтроля.

Мы слишком часто путаем подчинение и самоконтроль. Подчинение — предшественник самоконтроля, но это не одно и то же. Подчинение означает соблюдение чужих правил. Самоконтроль — это собственные правила ребенка. Если ваш ребенок слушается вас, но не научился истинному самоконтролю, то, когда создателя правил нет рядом, правила перестают существовать, плохо усваиваются или, чаще всего, будут продиктованы сверстниками.

Убедитесь, что вы показываете ребенку правильные методы самоконтроля на личном примере. Не лезьте без очереди, не отказывайтесь ждать и не теряйте самообладания. Ребенок, способный сдерживать себя, — будь то желание съесть зефир в четыре года или получить Базза Лайтера в шесть — с большей вероятностью откажется от наркотиков в двенадцать или от секса в четырнадцать.

7
Об самоэффективности. «Что бы я ни делал, это ничего не изменит» вместо «Я могу изменить ситуацию»

Мы должны предоставить детям безопасные возможности почувствовать, что они хозяева своей жизни. Каждый раз, когда мы перестаем помогать им в том, с чем они уже способны справиться самостоятельно, мы действуем правильно.

С самого раннего возраста предоставляйте ребенку возможность вносить какой-то вклад в жизнь семьи. Двухлетний малыш может ходить за вами с тряпкой, помогая «убирать». Десятилетний может косить газон. Пятнадцатилетний — мыть машину.

Эффективное взаимодействие с окружающей средой — основа желания контролировать свою жизнь. Не стоит падать духом из-за таких постепенных улучшений. Старайтесь, чтобы ваш ребенок знал, что вы гордитесь им и радуетесь его возрастающей компетентности. Не защищайте ребенка от неудач. Неудача неизбежна и желательна. Именно так дети узнают, что работает, а что нет. Она помогает им оттачивать навыки, наиболее эффективные при решении проблемы.

Похожие статьи