Развитие ребенка
Полезные каникулы: решаем головоломки и развиваем творческое мышление. Листы для скачивания
4 января 1 056 просмотров
Развитие ребенка
Полезные каникулы: решаем головоломки и развиваем творческое мышление. Листы для скачивания
4 января 1 056 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

В новогодние каникулы, когда много свободного времени, можно заняться тем, на что прежде не хватало сил. Например, узнать, что такое творческое мышление, как его развивать и какие мифы, связанные с творчеством, существуют.

Собрали интересные факты о творческом мышлении, детские задания и головоломки для скачивания в одной статье.

Творческое мышление

Творческую идею, которая «вот-вот появится», может открыть только подготовленный ум. Знаменитый американский изобретатель Томас Алва Эдисон, получивший 2332 патента, имел привычку говорить: «Поверьте, гениальность — это 1% вдохновения и 99% потения!»

Уровень развития творческого мышления измерить намного сложнее, чем уровень IQ. Вот несколько примеров заданий, которые часто встречаются в тестах на уровень творчества. Попробуйте их выполнить.


Думай 2

Задание 1. Каменная (гранитная) плитка обычно применяется для мощения дорог и тротуаров. Как ещё можно использовать плитку? Предложите максимальное количество способов её применения, при этом все они должны быть рациональными и технически выполнимыми, а также максимально оригинальными и новаторскими.

Задание 2. Перед вами три слова: «кошка», «мышь» и «колбаса». Напишите максимальное число предложений, в которых употребляются все три слова, связанные логическими (можно очень необычными) отношениями. В каждом предложении должны употребляться все три слова.

Задание 3. В вашем распоряжении четыре геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. За две минуты нарисуйте как можно больше реальных предметов или существ, составленных только из этих фигур. Необязательно использовать все фигуры; каждую можно включать в изображение несколько раз.


Источник

Для стимуляции и развития творческих способностей используются лингвистические, математические и визуальные задания. Вот одно из таких заданий для ребенка.

Задание для ребенка: Наши творческие совята решили поиграть с цветными отпечатками пальцев. Помоги им сделать из отпечатков интересные рисунки. Если такое творчество придётся тебе по душе, продолжи рисовать на листе бумаги.

Если это задание понравилось ребёнку, предложите ему самостоятельно поставить отпечатки пальцев и дорисовать их до законченных образов. Побуждайте его максимально проявлять свою фантазию.

Если идеи для отпечатков пальцев закончились, можно сделать отпечатки ладоней, ступней, разрезанной картофелины и так далее и на их основе придумать новые картинки.


Открыть в полном размере

Открытое мышление

Британский актёр, писатель и режиссёр Джон Клиз считает: «Если давать потоку рационального рассуждения и мыслям немного отдыхать — вежливо, но упорно, — твоё подсознание тебя рано или поздно наградит». Клиз уверен, что мы можем спровоцировать творческий процесс, если перейдём из так называемого закрытого состояния мысленного потока, в котором мы активны, озабочены, решительны, в открытый способ мышления, когда мы расслаблены, расположены к игре, юмору и веселью.

Вот пять ключевых составляющих открытого состояния мышления:

Пространство: мы способны проявлять креативность лишь в тихом, спокойном и обособленном месте, поэтому нужно создать для себя некое пространство вдали от повседневных забот, где ничто не побеспокоит.

Сложно настроиться на творческий лад, если мы постоянно озабочены посторонними вещами.

Время, которое следует уделить протеканию творческих процессов перед непосредственным решением задачи: нужны как минимум полтора-два часа для того, чтобы перейти в открытое состояние мышления, расслабиться и приступить к интенсивному решению проблемы.

Время, которое мы готовы пожертвовать собственно на решение проблемы: чем дольше мы будем сосредоточены на проблеме, тем к более креативному решению сможем прийти.

Уверенность в себе: страх того, что мы примем неправильное решение, губителен для творчества. Если мы хотим быть креативными, то нужно верить в себя. Мы должны настроиться на игру, раскрепоститься и расслабиться, быть готовыми к экспериментам, ошибкам и воспринимать неудачи как помощь в достижении правильного решения.

Юмор помогает расслабиться, делает нас более игривыми, а расслабленность и игра — ключевые факторы творческого мышления. Чувство юмора и ироническое отношение к поиску творческого решения быстрее переносят нас из закрытого состояния мысленного потока в открытое.

Юмор — это своеобразная смазка для колёс творчества, шутить — значит обезоруживать внутреннего цензора, который часто навешивает на идеи ярлык «бессмыслица».

Задание для ребенка: Совята Софи и Плато познакомились с древней игрой танграм. Эта головоломка состоит из семи геометрических фигур, которые все вместе собираются в квадрат. Также из них можно складывать любые другие фигуры. При этом нужно использовать все семь исходных фигур, которые не должны перекрывать друг друга. Софи и Плато уже собрали несколько новых фигур, теперь твоя очередь. Если закончится место, ты можешь продолжить на отдельном листе бумаги.

Это задание развивает творческие способности и открытость для нестандартных идей и решений, а также учит смотреть на привычные вещи под новым углом зрения.


Открыть в полном размере

Действительно ли школа «убивает креативность»?

Британский эксперт по вопросам развития творческого мышления Кен Робинсон, обращают внимание на то, что дети более креативны, чем взрослые, но школьная система всё время пытается направить их образование в сторону от развития творческих способностей.

Робинсон утверждает, что главных ошибок две. В первую очередь это стигматизация ошибок. Маленькие дети имеют право ошибаться. А школьная система построена таким образом, что ошибки воспринимаются как нечто плохое. В самом деле, ошибка не всегда бывает оригинальной, равно как и само по себе оригинальное ещё не значит творческое.

Творческие способности опираются на открытость духа, нешаблонность, неординарность, готовность пробовать новое и совершать ошибки.

Второй момент, который ограничивает творческое мышление, — это сама структура школьной системы. Складывается впечатление, что школьные программы взрослые составляли для взрослых, а не для детей. Однако ребёнок — это не уменьшенная копия взрослого, и чрезмерный упор на академические достижения не столь необходим, поскольку средняя школа не является исключительно этапом подготовки к университету. Неакадемическим же достижениям в школах уделяется слишком мало внимания.

Задание для ребенка: Софи и Плато очень любят расшифровывать сообщения, написанные секретным алфавитом. Поэтому они создали свою тайную азбуку, придумав особый символ для каждой буквы алфавита. Попытайся прочесть, что они написали. Для каждого символа найди соответствующую букву и запиши расшифрованное послание. Затем самостоятельно составь несколько тайных посланий для своих друзей и родных.

Правда ли, что творческими способностями обладают только «избранные»?

Иногда можно услышать, что творческие способности — привилегия избранных. Профессор психологии Стэнфордского университета Кэрол Дуэк утверждает, что верно как раз обратное: с одной стороны, люди, которые верят в силу своего таланта, часто рискуют не использовать свой потенциал именно потому, что полностью поглощены тем, чтобы выглядеть умными и не совершать ошибок. С другой стороны, люди, которые верят, что таланты можно развивать, готовы серьёзно и интенсивно трудиться, делать собственные ошибки и учиться на них, приходят к оригинальным решениям и идеям.

Любой человек со средними интеллектуальными способностями может прийти к творческим и инновационным идеям. Творческие способности — это процесс, который нужно развивать.

Задание для ребенка: Софи и Плато играют в домино. По правилам, все костяшки в ряду должны соприкасаться друг с другом одинаковыми картинками. Пять костяшек домино лежат неправильно. Одну неверную костяшку совята уже отыскали. Найди ещё четыре и обведи их.

Такое задание научит ребенка находить новые закономерности, соотносить числа между собой и сопоставлять число с символом. При решении таких задач ребёнок тренирует внимание: располагая костяшки домино в соответствии с определёнными правилами, он учится замечать сходство и различия между ними.


Открыть в полном размере

Правда ли, что левши более творческие люди, чем правши?

В популярных книгах по психологии можно прочесть, что левое полушарие мозга более рациональное и логичное, а правое — более интуитивное, творческое и креативное. Таким образом, люди, у которых доминирует левое полушарие, логичны и организованны, а у людей с преобладанием правого полушария ярче выражено творческое начало, ведь доминирующая половина их мозга творческая. Серия исследований доказывает ошибочность этого мнения.

Оба полушария через «соединительный мост» (мозолистое тело) тесно сплетены друг с другом нервными волокнами и непрерывно обмениваются информацией с огромной скоростью и интенсивностью.

Результаты исследований не подтверждают ни того, что у левшей и правшей существует разница в творческом потенциале, ни того, что левое и правое полушария ответственны исключительно за чётко определённые психические процессы.

То, что левши считаются особенными, необычными, есть прежде всего результат выделения левшей как меньшинства, которое отличается от большинства.

Задание для ребенка: Попробуйте свои силы в лабиринте, ведущем через разные комнаты. Найдите выход.


Открыть в полном размере

А еще скачайте сборник зимних заданий KUMON — кликайте сюда! Веселых и продуктивных занятий!

По материалам книг «Думай» и «Думай 2».

Похожие статьи