Развитие ребенка
Не ешь зефирку! Помогаем ребенку развить самоконтроль
4 августа 1 563 просмотра
Развитие ребенка
Не ешь зефирку! Помогаем ребенку развить самоконтроль
4 августа 1 563 просмотра

Елена Исупова
Елена Исупова

Одна из самых важных вещей, которой должен научиться ребенок, — это умение ждать и связанная с ним способность отказываться от немедленного вознаграждения. Ожидание, что все, что он хочет, должно появиться здесь и сейчас, неизбежно ведет к разочарованию. Советы по развитию навыка самоконтроля нашли в новинке «Быть собой».

Одна сейчас или две потом?



Быть собой

Вы наверняка слышали о научном эксперименте с зефирками. Он показал, как способность отказаться от немедленного вознаграждения в детстве влияет на академические и социальные успехи ребенка в его дальнейшей жизни.

В эксперименте участвовали дети в возрасте четырех лет. Их по одному приглашали в комнату, где на столе лежала одна зефирка. Ребенку говорили, что взрослый выйдет из комнаты на 5 минут, и просили не есть зефирку. Если он сможет удержаться и не съесть ее, он получит две зефирки, когда взрослый вернется. Части детей также сказали, что они не должны думать, какая зефирка на вкус, зато они могут внимательно рассмотреть ее форму, цвет и размер. Те дети, которые сосредоточились на изучении физических параметров зефирки, лучше справились с задачей ее не съесть, чем те дети, которые думали о ее вкусе. Согласитесь, если представлять вкус, желание съесть сладость возрастет, а мысли о будущем — как вкусно это будет — не дадут покоя.


Источник

Это урок по развитию осознанности в раннем возрасте: фокус на объекте в настоящем моменте означает, что все остальные мысли прекращаются.

У детей, которые смогли удержаться от соблазна, область префронтальной коры была развита лучше, чем у детей, которые поддались своему желанию. А более развитая префронтальная кора означает более высокую степень самоконтроля, способность к концентрации внимания и когнитивные способности. Четырехлетки с более высоким уровнем самоконтроля стали подростками с более высокими академическими достижениями, чем их импульсивные сверстники. Они отличались более высокой способностью к концентрации внимания на протяжении всей жизни.

Игра вместо угроз

Если хотите научить ребенка, например, целенаправленно отказываться от сладости, угрозы или грубая сила не помогут. Они только вызовут у ребенка стресс, и он, скорее всего, постарается засунуть в рот всю коробку конфет сразу, до последней штучки.

Но вы можете помочь ребенку научиться не поддаваться своим желаниям, используя игровую форму и инновационные идеи. Нужно создать такую обстановку, чтобы ребенок считал, что он сам контролирует свои эмоции, а вы — всего лишь сторонний наблюдатель, который поможет ему в случае затруднений.

Две замечательные игры, которые помогут маленьким детям задействовать свою развивающуюся префронтальную кору, — это «Саймон говорит» (ведущий подает команды, которые участники должны выполнять) и «Музыкальные статуи» (участники замирают на месте, когда прекращает звучать музыка).


Источник

В развитии самоконтроля очень помогает выполнение инструкций по сигналу.

Чем быстрее ребенок может остановиться, когда прекращается музыка, чем лучше он выполняет услышанные команды, тем прочнее становятся нейронные связи в его префронтальной коре для развития когнитивного контроля. Безусловным победителем становится тот ребенок, который может сказать «нет» своим импульсам.

Упражнение «Сова»

Предложите ребенку выполнить упражнение, которое поможет ему научиться управлять эмоциями.

Попросите его представить, что он — сова, которая неподвижно сидит на ветке и замечает все, что происходит вокруг. Можете добавить, что совы мудрые и внимательные. Попросите ребенка обратить внимание, что перья совы поднимаются, когда она делает вдох, и опускаются, когда она делает выдох. Пусть он подвигает глазами, как это сделала бы сова. Через некоторое время — закроет глаза и постарается услышать все звуки вокруг, а также любые звуки, которые издает он сам. Пусть он внимательно прислушивается к каждому шороху, даже если ему кажется, что вокруг стоит тишина. Затем спросите его, чувствует ли он какие- нибудь запахи.


Источник

Через некоторое время спросите, заметил ли он, что его дыхание замедлилось. Если да, спросите, заметил ли он, что его мысли успокаиваются вместе с дыханием. Если его мысли не успокаиваются, это тоже хорошо, потому что ребенок все равно учится обращать внимание на физические ощущения своего тела.

Скажите ребенку, что он может представлять себя совой, неподвижно сидящей на ветке дерева и наблюдающей, как поднимаются и опускаются ее перья, каждый раз, когда чувствует нетерпение, беспокойство, страх или давление. Так он станет спокойнее и вернет себе концентрацию, когда нужно будет подождать желаемого, написать тест или дать отпор обидчику.

Не забудьте сказать, что все люди испытывают негативные эмоции, поэтому ему не стоит притворяться, что все хорошо, и не стоит бояться еще сильнее, пусть он просто замечает свои эмоции, а затем представляет, что он — сова, которая сосредоточена только на том, что видят ее глаза.

Самоконтроль — один из шагов к осознанной и счастливой жизни. Автор этой книги поможет пройти весь путь и ребенку, и вам самим.

По материалам книги «Быть собой»

Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи