Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
Как обогатить словарный запас ребенка? 13 советов
18 мая 2022 25 865 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Речь развивается всю нашу жизнь. Но спешка приучает говорить коротко, отдельными словами или фразами. А дети копируют этот стиль. Выбрали несколько советов для обогащения словарного запаса ребенка из книги «Без паники!». На гаражке МИФа эта и многие другие книги стоят всего по 200 рублей. Заходите

1. Старайтесь использовать не только знакомые ребенку определения вроде «большой», «маленький», «красивый», «хороший», но и другие эпитеты, которые лучше опишут предмет (высокий, крошечный, замечательный и т. п.). Близкие по значению слова делают речь выразительнее и точнее. Детям важно слышать их в речи взрослого, чтобы начать использовать самим.

2. Рассказывая о чем-то ребенку, используйте для описания как минимум два прилагательных.

3. Предлагайте ребенку сравнивать предметы. Например: «Это большой или огромный медведь, маленький или крошечный муравей?».


А что насчет этих зайцев? — Источник

4. Предлагайте на выбор несколько вариантов. Например: «Пейзаж красивый или живописный?».

5. Попросите ребенка сказать иначе. Например, он говорит, что рубашка чистая. Предложите придумать другой вариант — «белоснежная». Сделайте это игрой: договоритесь, что вам нельзя использовать распространенные слова, например «большой» или «маленький».

6. Многозначные слова. Дети с раннего возраста сталкиваются с такими словами и усваивают их смысл из ситуаций. Так, например, произошло с сыном автора. Многие развивающие игры она хранила в канцелярских прозрачных папках и однажды попросила Луку убрать в папочку картинки. Он засмеялся и удивился, что папочка — это не только его папа, но и предмет для хранения картинок.

7. Первое время дети воспринимают фразеологизмы буквально. Так, однажды трехлетняя девочка на занятии рассказывала о наступлении осени и при этом топала ногами. Для того чтобы ребенок научился понимать смысл таких фраз, их нужно чаще использовать в речи. Ребенок будет постепенно понимать значение подобных конструкций, анализируя ситуацию, в которой они применялись. Переносный смысл слов становится доступным ребенку к 4-5 годам, поэтому фразеологизмы он начинает понимать именно в этом возрасте. Дети, с которыми разбирают смысл фразеологизмов, начинают более осмысленно слушать, анализировать.

8. В возрасте около 3 лет жизненных ситуаций становится недостаточно для развития речи, и тогда большую роль начинают играть книги. Из них ребенок узнает много нового, расширяет словарный запас. Дети любят, когда им читают одни и те же книги, заучивают наизусть целые отрывки. Это помогает им усвоить правильные грамматические конструкции, улучшить связность речи.


Хорошо, если дома есть визуальные словари, виммельбухи, комиксы, художественная литература. — Источник


Без паники!

Читая ребенку стихи, обратите внимание на те места, где встречаются трудные для него грамматические конструкции. Повторяйте эти фрагменты чаще — и ребенок выучит их наизусть.

9. Дети многое узнают из мультфильмов. Сам по себе просмотр мультфильма не развивает речь, но дает повод для обсуждения увиденного (можно обсудить вместе с ребенком детали и действия героев, попросить его пересказать сюжет), темы для сюжетно-ролевых игр.

Часто родители включают детям мультфильмы, чтобы освободить себе немного времени. Но лучше находить возможность посмотреть их вместе, чтобы во время просмотра говорить о том, что происходит на экране, а потом попросить ребенка пересказать то, что он увидел.

10. Старайтесь, чтобы ребенок смотрел не только мультфильмы, чередуйте их с документальными фильмами о природе, жизни людей. Такие передачи расширяют кругозор и способствуют развитию речи. Всегда обсуждайте с ребенком увиденное.

11. Проводите с ребенком больше времени за каким-нибудь полезным делом. Например, за совместным приготовлением пищи. Сейчас популярны детские кулинарные мастер-классы, но и дома полезно приготовить вместе что-нибудь вкусное. Можно готовить блюда разных стран и обсуждать при этом их географию или изучать состав и классификацию продуктов, которые вы используете, и тогда майонез никогда не окажется в компании молочных продуктов, а батон не будет расти на хлебном дереве. Даже то, что на сковороде жарят, а в кастрюле варят, для многих детей становится открытием. Поэтому совместное приготовление еды развивает речь, если при этом разговаривать.


Найти простые рецепты можно в книгах, «Маленький шеф» наверняка подойдет. — Источник

Совместное творчество не только сближает, но и способствует обогащению речи. И дело тут не в развитии мелкой моторики, которая, безусловно, тренируется, если вырезать, клеить, лепить, рисовать… Совместное творчество учит обсуждать план действий договариваться.

12. Предложите поиграть в развивающие игры. Их не обязательно покупать — можно придумать самим или вспомнить те, которые нравились вам детстве. Вот несколько примеров известных и всеми любимых детских развлечений.

  • Называть признак предмета и соотносить с ним определенный предмет. Например: свежий — хлеб, газета, взгляд, огромный — небоскреб, слон, мир и т. п.
  • «Я знаю пять». В дошкольном возрасте важно не просто знать много слов, но и уметь относить их к категориям. Предложите ребенку назвать пять овощей или пять видов морского транспорта. Вероятно, сразу назвать пять головных уборов или пять перелетных птиц будет сложно, но регулярные игры помогут разложить все по полочкам.
  • Загадки. Хорошо развивают речь и мышление загадки, придуманные самостоятельно. Дети любят их не только отгадывать, но и загадывать взрослым. Такие загадки — это еще и небольшие сочинения-описания. Например: «Он маленький, колючий, живет в лесу».
  • «Съедобное — несъедобное».  Договоритесь с ребенком, что вы будете бросать ему мячик и называть слово. Если вы назвали что-то съедобное, то ребенок ловит мяч, если несъедобное — не ловит. Можно немного усложнить игру. Например: слова теперь называете не только вы, но и ребенок. Вы говорите слово и бросаете мяч, а ребенок ловит его и бросает вам, называя свое слово. В такой игре закрепляется и расширяется словарный запас.
  • Сочинение историй. Вы начинаете: «В одном городе жил мальчик…». А ребенок придумывает второе предложение. Такие истории получаются увлекательными, забавными, а порой и страшными. Но они развивают речь.

13. Не забывайте о вежливых словах: «пожалуйста», «спасибо», «приятного аппетита», «будь здоров». Не спешите требовать, чтобы ребенок использовал их, но следите, чтобы в вашей речи они тоже были.

По материалам книги «Без паники!»

Обложка поста — freepik.com

Похожие статьи