Психология
Мой ребенок бросает начатое. Почему и что делать?
23 июля 2 707 просмотров
Психология
Мой ребенок бросает начатое. Почему и что делать?
23 июля 2 707 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Частая смена интересов — стандартная ситуация для подростка. В переходном возрасте ребенок пытается понять, что ему интересно. Лучший способ это узнать — проверить на деле. Конечно, родители хотят постоянства и боятся, что привычку — бросать начатое — он пронесет через всю жизнь. Попробуем разобраться, стоит ли беспокоиться и как вдохновить подростка на завершение дел.

Ребенку скучно или сложно?

Сначала проанализируйте, какие дела ребенок не доводит до конца. Если речь о новых интересах, то все в порядке. Подросток пробует, ему становится скучно, он это дело бросает. Скоро ребенок наверняка найдет что-то по душе и остановится.

А вот если ребенок пасует перед проблемами, то уже стоит призадуматься. Например, он пошел в театральный кружок. Ему все нравилось, пока не задали учить длинный текст. Что делать?

Обратимся к книге «Как помочь ребенку повзрослеть». Вот как поговорить с ребенком о проблемах.

  • Представьте проблему как возможность что-то изменить и улучшить.
  • Покажите ему ситуацию со стороны: возможно, все не так плохо, как кажется.
  • Просто говорите с ребенком о проблеме, снижая его стресс: замалчивание очень вредно.

Некоторые подростки четко представляют себе свои цели, но многим требуется время, чтобы понять, чего они хотят от жизни, и это абсолютно нормально. Не торопите ребенка с решением. Если он открыт и готов пробовать разные вещи, то сможет найти новые интересы и со временем понять, чем ему хочется заниматься, даже если это произойдет не сразу.

Может, ваш ребенок сканер?

Есть люди, которые не могут погрузиться во что-то одно. Им интересно все на свете, и в этом их талант. Знаменитая Барбара Шер в книге «Отказываюсь выбирать» таких людей называет сканерами.

Сильнейшее любопытство к множеству не имеющих ничего общего тем, явлений и вещей — одна из основных характеристик сканера. Сканер не хочет специализироваться на чем-то одном, даже если ему нравится этим заниматься, — для него это означает отказ от всего остального. Некоторые даже думают, что быть специалистом скучно, что это ограничивает.


Много хобби — хорошо это или плохо? Источник

Сканеры любят разнообразие, потому что их мозг обрабатывает информацию быстро, и они готовы к новому быстрее, чем остальные люди. Сканеры часто одарены во многих областях, и они созданы, чтобы эти способности реализовывать.

Вот рекомендация, которую часто дают сканерам: «Можете заниматься чем угодно. Просто выберите один из своих талантов — и приступайте к работе». Однако для сканера это наихудший совет. Потому что выбирать-то сканеры и не умеют. Настоящий сканер и не должен выбирать. Когда сканеры начинают осознавать, кто они такие и что с ними все в порядке, — происходит удивительная трансформация.

Как помочь ребенку развиваться и применять все свои таланты? Идея очень проста, но она может изменить жизнь: соберите все нужное для проектов заранее и держите наготове, чтобы подросток в любой момент мог приступить к делу, которое ему по душе именно в данный момент. Он может сделать набросок или написать строку стихотворения всего за две минуты. Если полностью сосредоточиться (тут — никакой многозадачности!), то и пара минут принесут большое удовлетворение.

Словом, не заставляйте ребенка останавливаться на чем-то одном. Обсуждайте с ним его успехи и размышляйте, как все интересы можно объединить во что-то одно (также поможет книга по профориентации «Дорожная карта», где подробно говорится о профессиях смежных областей).

А сейчас поговорим о ситуации, когда ребенок просто ленится. Ему не хватает мотивации, чтобы довести начатое до конца. Даже если вы выяснили, что ваш подросток сканер, вряд ли вас это успокоило, ведь в школе не будут подстраиваться под вашего ребенка. Уроки все равно нужно учить, а книжки читать. До последней страницы. Следующие советы помогут доводить начатое до конца, когда это необходимо.

Жить спринтами

Обычно родители разговаривают с детьми о планах на год в сентябре. «Закончишь год хорошо, купим новый смартфон». Ребенок, конечно, воодушевлен, но цель так далеко, что сложно сохранить концентрацию. К тому же есть соблазн оставить все на потом: время еще есть поправить оценки, а пока можно поиграть в компьютер! Чтобы такого не происходило, попробуйте ставить цели по-новому — на спринт. Это короткий промежуток времени до 9 недель. Вы можете выбрать даже меньший срок.


За спринт можно многого добиться. Например, научиться фотографировать и понять, твое это или нет. Источник

Суть в том, чтобы не пытаться весь год достигнуть большой цели, а заниматься отдельными компонентами в течение спринта. Чем короче спринт, тем более гибким становится процесс. В книге «Просто космос» вы можете почитать об этой методике подробнее.

Цели должны быть:

  • Конкретными и легко измеримыми. Например, вместо «Улучшить знание английского» — «Сдать экзамен по английскому на уровень Upper-Intermediate».
  • Реалистичными. Подумайте вместе с ребенком, каких усилий потребует достижение цели. Мысленно разбейте цель на мини-этапы и оцените объем работы. Насколько достижение цели зависит от внешних факторов, находящихся вне вашего контроля?
  • Важными лично для того, кто ставит цель. Все успеть невозможно, поэтому перед тем как тратить время и усилия на какую-либо задачу, «примерьте» на ребенка конечный результат. Как достижение этой цели повлияет на его жизнь?

Чек-листы, списки



Достигаторы

У нас есть чек-листы, которые нацелены на доведение начатого до конца, закрепление привычек и достижение целей. А можно использовать «Достигаторы». Чек-листы и списки помогают отслеживать процесс и держать фокус на главном.

Начать с малого

Ребенок может бросать начатое из-за ощущения бессилия. Например, ему надо подтянуть математику, но работа кажется такой объемной, что руки опускаются. Что делать? Начать с малого! Вот история из книги «Привычки на всю жизнь».

Джош Нава ненавидел себя за то, что ничего не мог довести до конца. В школе ему сложно было усидеть за домашней работой, даже если тема ему нравилась. В последующие годы он накопил целые полки книг, которые бросал читать на середине, принимаясь за следующую. Когда появилась семья — жена и двое детей, — придерживаться чего-то стало еще сложнее. Он сменил несколько должностей, пытаясь найти баланс между семьей и работой.

У Джоша родилась идея. Что, если для начала сосредоточиться на чем-то простом? Например, попытаться делать каждый день небольшие вещи, независимо от того, что еще происходит в жизни.

Джош всегда с удовольствием мастерил, например делал стулья или столовые приборы, поэтому в 2014 году он завел в Instagram аккаунт @365spoons. Его план заключался в следующем: каждый день в течение года делать новую деревянную ложку, показывать ее в интернете всем, кто захочет на него подписаться, и не останавливаться, даже если никто не захочет смотреть на его изделия. Джош по горькому опыту знал, что склонен бросать дело, как только исчезает новизна. Но на этот раз планировал подойти к проблеме иначе.


Каждый день Джош вырезал деревянную ложку и публиковал в Instagram изображение с подписью. Фото @365spoons

Он признался, что таким образом пытается решить проблему с доведением дел до конца. И уже через неделю у него появились сотни подписчиков, которым было интересно узнать о его борьбе, посмотреть на красивые авторские ложки и мотивировать его продолжать.

Ваша помощь подростку очень нужна. Вдохновляйте его, не критикуйте, предлагайте возможности, и вы увидите, как ситуация меняется к лучшему.

По материалам книг «Как помочь ребенку повзрослеть», «Отказываюсь выбирать», «Просто космос», «Привычки на всю жизнь»

Обложка поста: unsplash.com

Рубрика
Психология

Похожие статьи