в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Психология
Послания детям. Как от наших слов зависит будущее ребенка
23 октября 18 924 просмотра
Психология
Послания детям. Как от наших слов зависит будущее ребенка
23 октября 18 924 просмотра

Татьяна Бурцева
Татьяна Бурцева

Вы можете представить себе родителя, который утром встает с мыслью «Как бы мне сегодня подорвать самооценку своего ребенка, обессмыслить его усилия и достижения»? Вряд ли.

Большинство родителей хотят видеть своих детей успешными и счастливыми. Но проявляя заботу и любовь, не всегда доносят до ребенка верное послание.

Установки

Автор книги «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк уверена: наш успех зависит от наших установок. Их всего две: на данность и на рост. Установка на данность заставляет нас думать, что человеческие качества неизменны. Установка на рост позволяет нам развивать то, что у нас уже есть, и верить, что другие способны на то же. От того, какая установка преобладает у вас и ваших детей, зависит насколько успешными они будут в будущем. Во всех сферах жизни: на работе, в семье, в учебе, творчестве и спорте.

Послания

Любое наше слово и действие может нести послание. Оно подсказывает детям, как им воспринимать себя. Послания могут идти с установкой на данность: «Твои качества неизменны, и я их оцениваю». Или с установкой на рост: «Ты развивающаяся личность, и я заинтересован в твоем развитии». Иногда мы сами не замечаем, что именно доносим до своих детей, но они очень чутко реагируют на все эти послания и принимают их близко к сердцу.


Источник.

История про мальчика, который пошел в детский сад

Пятилетний Боря отправился с мамой в новый детский сад. Там он увидел на стенах детские рисунки и спросил: «Кто нарисовал эти уродские картинки?» Его мама поспешила поправить его: «Нехорошо называть картины уродскими, если они такие красивые». Но воспитательница отлично поняла, о чем думает ребенок. «Здесь, — сказала она, — тебе не придется рисовать красивые картины. Если захочешь, можешь и сам рисовать противные картинки». Боря улыбнулся. Ведь воспитательница ответила на вопрос, который в действительности его волновал: что происходит с мальчиками, которые не умеют хорошо рисовать?

Затем Боря поднял сломанную пожарную машинку и спросил самодовольным тоном: «Кто сломал эту машинку?» Его мама опять засуетилась: «Какая тебе разница, кто ее сломал? Ты же здесь никого не знаешь». Но воспитательница снова все поняла. «Игрушки для того и существуют, чтобы с ними играть, — ответила она ему. — Иногда они ломаются. Такое бывает». Она и на этот раз уловила его невысказанный вопрос: что происходит с мальчиками, которые ломают игрушки? Боря с радостью отправился в детский сад, поняв, что здесь его не будут оценивать и осуждать.


Источник.

Послания в случае успеха

Вот примеры реплик. Какие послания в них заложены?

  • «Ты выучил урок так быстро! Какой ты умный!»;
  • «Ты только посмотри на эту картину, Марта! Ну разве он не второй Пикассо?!»;
  • «Ты такая умница! Получила пятерку, хотя даже не готовилась!»

Если вы похожи на большинство родителей, вы услышите в этих фразах послания, направленные на поддержку ребенка и повышение его самооценки. Но внимательнее. Вот что при этом слышит сам ребенок:

  • «Если я не смогу быстро выучить урок, значит я не умный»;
  • «Мне не следует рисовать ничего сложного, а не то они поймут, что я не Пикассо»;
  • «Мне лучше перестать готовиться, иначе они подумают, что я не такая уж и умница».

Дети с установкой на данность уже зациклены на своих качествах. Поэтому фразы «Ты такой умный! Ты такой талантливый! Ты прирожденный спортсмен!» могут нанести вред. Исследования показали, что похвала в адрес интеллекта детей подрывает их мотивацию и снижает их результаты. Если успех означает, что они умны, тогда провал означает, что они глупы.


Источник.

Как хвалить?

Стоит избегать похвал, дающих оценку их уму или таланту. От похвал, в которых подразумевается, что мы гордимся прежде всего интеллектом или талантом ребенка, а не тем трудом, который он вложил.

Мы можем хвалить детей сколько угодно за процесс, ориентированный на рост, — за то, чего они добились упражнениями, учебой, настойчивостью и выбором правильной стратегии.

  • «Это домашнее задание такое большое и сложное. Я восхищаюсь тем, как ты сосредоточенно над ним работал, и тем, что ты выполнил его до конца».
  • «У этой картины такие красивые цвета. Расскажи мне о них».
  • «Ты столько размышляла в своем сочинении. После него я и вправду стала понимать Шекспира по-новому».
  • «Ты сыграл эту пьесу на фортепьяно с таким чувством, что я испытала настоящий восторг. А какие у тебя возникают эмоции, когда ты ее играешь?»

А если что-то не получается?

  • «Мне понравилось, с каким усердием ты работал, но давай попробуем еще раз вместе и посмотрим, что именно тебе непонятно».
  • «Тебе может понадобиться больше времени на то, чтобы разобраться и усвоить этот материал, но если ты будешь так же упорно работать и впредь, то ты справишься».
  • «У каждого человека процесс обучения проходит по-разному. Давай продолжим искать тактику, которая для тебя окажется наилучшей».


Источник.

Чек-лист родителя

  • Стоит внимательно относиться к тому, что говорю ребенку, и улавливать скрытые послания в своих словах.
  • Не думать, что качества ребенка неизменны и не оценивать их. Мой ребенок — развивающаяся личность и мне важно его развитие.
  • Восхваляя интеллект или талант ребенка, я навязиваю ему установку на данность. Этого делать не стоит.
  • Похвала ослабляет и подрывает самооценку и мотивацию ребенка. Лучше сосредоточиться на процессе его действий — на тактиках, которые ребенок применяет для достижения каких-то целей, на его усилиях или на его выборе.
  • Стоит понаблюдать за своим ребенком и послушать, что он говорит, когда делает что-нибудь неправильно. Конструктивная критика — тот тип обратной связи, которая поможет ребенку понять, как исправить последствия содеянного.
  • Можно ставить своему ребенку цели, но врожденный талант не может ей быть. А развитие умений и обретение знаний — может.

На родителей возложена важная миссия: развивать потенциал людей. Давайте применять уроки установки на рост — и все остальное, что только можно, — чтобы эту миссию исполнить.

По материалам книги «Гибкое сознание».

Обложка поста: pixabay

Рубрика
Психология

Похожие статьи